«…СЕРЬЕЗНОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ НЕ НАБЛЮДАЮ»
Российский эксперт о работе французских спецслужб
Внимание всего мира в последние дни было приковано к трагическим событиям, развивающимся во Франции. И к работе французских спецслужб. Достаточно ли профессионально действовали французские силовики? Уделяется ли борьбе с терроризмом во Франции достаточно внимания? Ответить на эти вопросы мы попросили президента Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергея ГОНЧАРОВА.
— Сергей Алексеевич, видео, запечатлевшее штурм магазина в Париже, можно легко найти в Интернете. Что вы можете сказать об уровне подготовки французских силовиков?
— Надо признать, что сложно дать их действиям положительную оценку. Более того, я вообще не понимаю ситуации, сложившейся в этом смысле в стране. На фоне того, что в других странах в последнее время создаются серьезные профессиональные подразделения для борьбы с террористами, во Франции я серьезного уровня подготовки не наблюдаю. В данном случае это выглядело так, будто там были просто полицейские, набранные из разных областей службы, — дорожные полицейские, постовые и прочие. Во всяком случае, их действия никак нельзя назвать профессиональными. Что мы здесь наблюдаем? Как масса спецназовцев проникает внутрь здания, им навстречу бегут ошалевшие заложники, кто-то стреляет куда попало… Если верить заявлениям властей, что для поимки террористов были задействованы тысячи полицейских, то из такого числа уж можно было найти более подготовленных. Я считаю, что французам сейчас, когда террористическая опасность очевидно будет нарастать, совершенно необходимо подумать о создании спецподразделения, нацеленного только на борьбу с терроризмом. Нельзя заниматься всем одновременно. Что же касается часто поднимаемого сегодня вопроса, могли ли силовики взять террористов живыми, то здесь, на мой взгляд, ответ отрицательный. Независимо от уровня подготовки спецназа — исламские фанатики не сдаются живыми.
— А как вы можете оценить профилактическую работу спецслужб? Ведь, как оказалось, эти личности были у них на заметке.
— Вот здесь я и вовсе ничего не понимаю. Франция — не такая большая страна. Как можно было допустить, что французские подданные, долго воевавшие на стороне исламистских радикалов, вернувшись обратно в страну, занимались вербовкой, подрывной работой… Тем более что о подготовке серьезной спецоперации французов предупреждали спецслужбы других стран. И в данном случае говорить о том, что это было какое-то спонтанное выступление, не приходится, поскольку для проведения этой операции необходимо была достаточно серьезная подготовка. Нужно было проследить за работой журналистов, выяснить время проведения планерки… Здесь я тоже отмечаю очень слабый прогресс спецслужб Франции.
— У вас есть какие-либо предположения, где террористы могли приобрести оружие, сколько это могло стоить?
— Приобретение и доставка оружия — это сегодня, можно сказать, вообще не вопрос. Черный рынок оружия существует по всему миру, в том числе и в России, и во Франции. В России, например, автомат стоит несколько тысяч долларов. Во Франции — не могу сказать сколько, нет точной информации, но уж точно вопрос финансирования — это не проблема для «Аль-Каиды». Так что доставка оружия — не проблема. Более серьезный вопрос — это доставка террористов к месту теракта. Но если «Аль-Каида» раньше для проведения своих спецопераций засылала силовиков из своей среды, то сейчас все больше практикует схему, когда для этого задействуются местные жители.
— Как вы считаете, нашим спецслужбам эта спецоперация в смысле опыта может быть чем-то полезна?
— Ну, скажем так: у нас этого опыта больше в несколько раз, чем у Франции, и это они должны у нас учиться. Тем не менее каждая спецоперация уникальна, и изучать ее необходимо, поскольку нужно разбирать как успехи, так и неудачи.
Лина ПАНЧЕНКО.