Гимпу требует стопроцентной гарантии
Закрытый режим переговоров о создании коалиции… приоткрылся
По окончании зимних каникул дети пошли в школу, а вот депутаты парламента пока не торопятся приступить к своим обязанностям. Согласно регламенту законодательного органа, весенне-летняя сессия начинается в первых числах февраля. Однако к тому времени логично было бы избрать председателя парламента, его заместителей и состав постоянных комиссий. Это можно было бы сделать на внеочередном заседании, но необходимых для такой инициативы одной трети народных избранников нет ни у одной из партий, победивших на выборах. Именно этим пользуются политические кукловоды, затягивающие время в торгах относительно того, какие и кому достанутся должности в парламенте и правительстве.
Казалось бы, что тут долго думать? Сумели же сторговаться в 2009 году, потом в 2010 и 2013-м. На основе тех же «принципов и ценностей» можно слепить и четвертую коалицию. Однако есть нюансы. Михай Гимпу, как известно, всегда был человеком себе на уме и очень не хочет, чтобы его вместе с партией обделили. Демократы, увеличив свое представительство в парламенте с 15 до 19 человек, требуют постов больше, чем они получили в 2010-м. По информации одного из участников переговоров должность министра внутренних дел перешла от ЛДПМ к ДПМ. Скорее всего, МВД возглавит Валентин Межинский, последнее время руководивший структурами безопасности Влада Плахотнюка и уже занимавший в правительстве Зинаиды Гречаный должность министра. Переговоры до недавнего времени велись в чрезвычайно закрытом режиме, и лидеры трех партий напрочь отказывались комментировать утечки информации. Это и понятно, если бы рядовой избиратель только заглянул «на кухню», где готовится очередное соглашение, его бы наверняка пришлось откачивать.
Влад Плахотнюк и Владимир Филат уже привыкли большую часть возникающих между ними разногласий решать за счет Михая Гимпу. В 2009 они, пообещав ему президентское кресло, фактически прокатили доверчивого либерала. В 2013-м при формировании правительства Юрия Лянкэ, Либеральную партию цинично раскололи, отобрав все министерские должности. С тех пор Михай Гимпу затаил на коллег по коалиции обиду. Он знает: только дай слабину, и партнеры по европейской интеграции его тут же обведут вокруг пальца.
Участники вероятной коалиции на прошлой неделе обсуждали такие варианты: премьер – Влад Плахотнюк или Юрий Лянкэ, спикер – Мариан Лупу или Владимир Филат. При любом раскладе Гимпу требует стопроцентной гарантии того, что в 2016-м его возведут на трон президента. На это ему резонно отвечают, что через полтора года может произойти всякое, а будет слишком много требовать, должность главы государства и вовсе достанется Владимиру Воронину.
Однако председатель Либеральной партии и на этой неделе продолжал настаивать на своем. В ответ участники переговоров, прервав обет молчания, дружно обвинили Михая Гимпу в чрезмерной неуступчивости. На что он ответил: «Мы уже все уступили, что могли уступить»… Первые консультации с коммунистами прошли во вторник вечером, вчера они продолжились. Интересно, окажется ли Владимир Воронин более податливым, чем Михай Гимпу? Два года назад возможный союз либерал-демократов с коммунистами называли арбузом. Вкупе с демократами это уже будет какой-то марсианский плод.
Жаль, что молдавские парламентарии не берут на вооружение опыт исторического прошлого. Происходящее в Молдове напоминает послевоенную Австрию, где победившая партия старалась захватить все значимые должности. Ничего путного из этого не получалось. Однако в 1955 году была принята новая конституция страны. В нее вписали положения, не позволявшие фавориту полностью вытеснить на обочину проигравших. Министерские посты распределялись пропорционально представительству в парламенте, включая и оппозицию. Профессиональные чиновники могли работать в правительстве десятилетиями, и это способствовало снижению накала политической борьбы. Подобное положение не могло не сказаться и на экономике. Производство превысило довоенный период. И это после ковровых бомбардировок англо-американской авиации, тяжелых боев 1944-45 годов и огромных потерь мужского населения. Мы же без войны не можем достичь уровня благосостояния 1989 года. Может, взять пример с австрийцев?
Александр ЧУДАК.