ВСТАЛИ С КОЛЕН — И К ОБМЕННОМУ ПУНКТУ
Вот таков наш «особый путь»
Однажды известный журналист Сергей Пархоменко написал заметку, вкоторой задал интересный вопрос. Цитирую его по памяти. Вот, сказал он, у власти была идея преградить войскам НАТО движение к границам России в случае ухода Украины на Запад. То есть задача стояла ровно такая — «обезопасить Россию от НАТО». А теперь, написал Пархоменко, посмотрим, как ее решили…
Давайте посмотрим. На результат.
Крым — наш, санкции — тоже наши, Украина отказывается от внеблокового статуса и уже вся хочет в НАТО, причем немедленно, плюс пикирующий рубль и все, что мы имеем сегодня.
Но в той заметке был задан еще вопрос: вот, сказал он, такая была задача и вот такое перед нами решение. А что будет, если на Россию свалится какая-то реальная беда — к примеру, настоящая эпидемия Эболы или цунами какое-то? Наше руководство сможет решить эти проблемы или будет их решать так же эффективно, как оно останавливало НАТО?
И вот очередной для них всех экзамен — рубль рухнул вместе со всей экономикой. Заметим, это бывает во многих странах — вспомним Грецию хотя бы. Заметим, что в России нет войны, что на нее никто не напал; что проблема, с которой столкнулась Россия, описывается критиками власти все последние пятнадцать лет и называется «петрономика» — полная зависимость от нефти и ее цены, поскольку родная экономика не производит практически ничего, что можно было бы достойно продавать, если цена на нефть рухнет. Заметим еще одно общеизвестное: соскочить с нефтяной иглы виднейшие экономисты России призывали власть все последние пятнадцать лет. Призывали каждый год, каждый месяц, каждый день. Власть отвечала, что она осознает серьезность этой проблемы, что она над этим работает, что она решит эту проблему.
И мы видим, как она решена. Перед нами ответ на вопрос Пархоменко «что будет, если будет что-то серьезное». Ответ таков: власть покажет свою профнепригодность и ввергнет страну в пучину экономической катастрофы.
Другой мой добрый приятель, журналист Антон Орех, напомнил в своей заметке общеизвестный факт: со времени Великой Отечественной войны до полета человека в космос прошло-то всего пятнадцать лет. Представляете — победили фашизм, дошли до Берлина, возродили страну из разрухи и хаоса и послали человека в космос!
И вот последние пятнадцать лет в далеко не послевоенной стране лилась в бочки нефть, шипел в трубах газ, а власть каждый год ставила перед страной задачи: сделать Россию процветающим, современным, динамично развивающимся государством, одним из центров мировой экономики. И про рубль тоже говорили. Я помню, поставили задачу сделать рубль валютой, альтернативной доллару, что-то типа того.
Я не знаю, что каждый день делали президент и премьер, менявшиеся местами, их министры и прочие высокопоставленные подчиненные, — они мне не отчитывались. Зато я вижу, как они решили эту проблему: перед нами страна в хаосе рухнувшей экономики, рухнувшего рубля и граждан, бегающих за бытовой техникой, ценники на которую еще не успели поменять.
Да, гражданин России встал наконец с колен!
Встал — и побежал в пункт обмена валюты или же в магазин, чтобы хоть куда-то всунуть рубли-бумажки, пока они еще не полностью превратились в детские фантики.
Нет, я, конечно же, понимаю, что высокую награду в деле торжества непрофессионализма в России главные лица должны разделить со своими подчиненными — всеми, кто послушно молчал и кивал головами во время заседаний правительства. Должна получить свое Дума, депутаты которой в момент катастрофы для миллионов граждан предлагают «придумать новый рубль взамен существующего». То есть с нынешним рублем как-то не очень сложилось, так давайте новый придумаем, поэкспериментируем с ним. Я бы назвал эту награду: «За преступную баранью покорность».
Вот так власть видит проблемы, так она их решает. Одно хорошо получается у власти — вежливость. Страна, как в пропасть, летит в стагнацию, а мужчины у власти помнят главную заповедь: пропускай вперед женщину!
Власть пропускает вперед женщину — и у нас теперь новая телезвезда, глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Именно она поднимает ставку рефинансирования, именно она поясняет, почему ее нужно поднять на семнадцать процентов. И именно на ней концентрируется негодование граждан, хотя она не имеет отношения ни к причинам санкций, ни к тому, что Россия за последние полтора десятка лет не стала экономическим чудом света, а рубль — второй резервной валютой мира. Ну, у нас всегда так…
А что же российские граждане, отчаянно пытающиеся на остатки рублей чего-то вырвать у судьбы-плутовки? Они, граждане, за эти пятнадцать лет лишились главного — у них забрали не рубли, не доллары с евро, у них забрали человеческое достоинство, но человеку, бегущему за телевизором «по старой цене», трудно себе в этом признаться. Поэтому, вырвав вожделенный телевизор «по старой цене», россиянин сядет в кресло «по старой цене» и будет его смотреть. А там ему «по старой цене» расскажут, что сегодня все хорошо, а завтра будет еще лучше.
И под куранты, ни секунды не думая о завтрашнем дне, под Кадышеву, водку и оливье россиянин встретит свой очередной Новый год.
Думаете, это преувеличение? Ничуть, ведь, согласно последнему опросу «Левада-Центра», лишь 38% россиян «чувствуют свою ответственность за происходящее в стране». Остальным, видимо, плевать.
Поэтому в Новом году этому 62-процентному плюющему на собственную страну большинству снова расскажут о внешних и внутренних врагах — ведь именно они обокрали россиян, не так ли? И все снова пойдет как по маслу.
Кстати, вот именно это — «найти врага» — получается у нашей власти лучше всего, пятнадцать лет безотказно и во всем помогало. Было лучшим решением любого вопроса, любой проблемы. Власть не без оснований надеется, что и сейчас прокатит, даже когда гражданин обманут и обворован. Прокатит, да?