Оруэлл, 2014…
В Молдове запущен маховик политических репрессий – впервые за всю постсоветскую историю республики.
Можно как угодно относиться к партии «Patria» и личности её лидера, но уже не получается сомневаться в главном: политическое формирование Усатого на наших глазах планомерно и хладнокровно уничтожают. Причём методами, которые самый непредвзятый наблюдатель не способен соотнести с молдавской конституцией и представлениями о демократическом правосудии.
Уже не фигура речи
К сожалению, дело уже далеко не только в самой «Patria». Партия Усатого просто оказалась на острие, мягко говоря, странных процессов, которые буквально в течение нескольких месяцев отменили «правила», некий статус-кво, действовавший в молдавской общественно-политической жизни с момента обретения республикой независимости. Никакая власть прежде не могла позволить себе за день до голосования вышвырнуть из предвыборной гонки отчётливо оппозиционного конкурента. Никогда ранее в Молдове не лишали права голоса обширную категорию граждан страны (например, предоставив работающим в России молдаванам смехотворные 15 тысяч бюллетеней). Власть предержащая, бывало, боролась с отдельными политическими фигурами, но не ставила под сомнение право на существование целой политической партии – с тысячами членов и десятками тысяч сторонников. Наконец, до самого недавнего времени словосочетание «политический заключённый» всё-таки употреблялось в Молдове лишь как эмоциональная фигура речи. Его прямой и зловещий смысл вернула нам демократическая проевропейская коалиция.
И ещё. Ситуация с «Patria» наглядно демонстрирует потрясающую бесцеремонность нынешней молдавской власти в «диалоге» с гражданским обществом. Никто и не подумал предоставить нам с вами хоть сколько-нибудь вменяемые доказательства «преступлений Усатого» или «нарушения партией Кодекса о выборах». Вместо этого нам предлагают принять как должное перспективу оказаться в тюремной камере только на основании переписки в социальных сетях и СМС-сообщений. К слову, в этот «стиль» органично вписывается председатель Центральной избирательной комиссии Чокан, на голубом глазу заявивший, что «не верит в сотни тысяч молдавских граждан», работающих в России – будто речь об астрологии или лечении гомеопатией…
Чебурашка – лучший подарок прокурору
Многих из тех, кто наблюдал в минувшие выходные за обысками в центральном офисе «Patria» (а там присутствовали и журналисты), поразила одна деталь. Сопровождавшая следователей группа спецназа прибыла на место в микроавтобусе, замаскированном под городскую маршрутку № 113. Такую чрезмерную конспирацию не преминул иронически прокомментировать Александр Петков, ставший в отсутствие Усатого публичным лицом партии:
«Мы все читали о том, как во времена сталинских репрессий, арестованных возили в фургонах с надписью «Хлеб». Современные молдавские наследники Ежова и Берии, видимо, чтут традиции, маскируя свои машины под мирный городской транспорт…».
Что же искали «наследники» в офисе партии? Петков утверждает, что искали продукты питания:
«У нас пытались найти то, чем «Patria» якобы подкупала избирателей – продуктовые пакеты. Ну, я ответил: в офисе работает столовая, где каждый день обедают наши сотрудники, там вы несомненно найдёте пару мешков картошки и капусты. Однако сотрудников, проводивших обыск, больше заинтересовала наша оргтехника – они в итоге конфисковали все компьютеры. Можно только гадать, что в скором времени «обнаружится» на жёстких дисках…».
Впрочем, самая интересная находка ждала полицейских в личном сейфе Усатого. Когда бронированный ящик вскрыли, оказалось, что он доверху заполнен плюшевыми игрушками – Чебурашками. Пишущий эти строки люто завидует тем, кто наблюдал лица следователей в момент вскрытия сейфа.
Между тем, эти славные игрушки свидетельствуют не только о хорошем чувстве юмора Усатого. Миф о его исключительной информированности оказался вовсе не мифом. Он действительно располагает собственными источниками в молдавской правоохранительной системе и явно предвидел эти обыски.
«Так бывает»
Увы, плюшевые Чебурашки во всей этой истории – единственный комичный момент. Трагических – гораздо больше. На днях активисту партии Корнелию Морару, сначала задержанному на 72 часа, продлили срок заключения до 30 суток. Далее говорят его товарищи:
«Корнелия арестовали за телефонные разговоры. Обвинение абсурдно и не поддаётся никакой логике. Разговаривая по телефону, он эмоционально возмущался фактом ареста Николая Циповича (другого активиста партии «Patria»). Это было квалифицировано полицией… как организация массовых беспорядков. В дом Морару немедленно пришли с обыском. Беременная жена Корнелия – Думитрица – и их маленький ребёнок пять часов подряд наблюдали за действиями следователей, которых охраняли бойцы «Фулджера» в полной экипировке.
После того, как арестованного Корнелия Морару увезли в Кишинев, канал “Публика ТВ” объявил, что ему грозит до 10 лет тюрьмы. От перенесённого стресса, Думитрица спустя два дня потеряла ребенка».
Остается только догадываться для каких целей к двухлетнему малышу и беременной женщине прокурорские работники явились в сопровождении отряда спецназовцев в полной боевой экипировке. Неужто им грозила прямая и явная опасность? Или это тоже была банальная «акция устрашения»?
Говорят, брат арестованного Морару сумел дозвониться до прокурора Иона Буники, санкционировавшего обыск и арест. Спросил, не чувствует ли господин прокурор ответственности за смерть не родившего ребёнка. По словам брата, Буника философски заметил, что «так бывает», а вообще – «обыск проходил по закону, мы позволили ему поговорить с женой и подготовить ее к этой процедуре».
Кто следующий, или «Дядя Пиркка, не молчи!!!»
О количестве намеченных на ближайшее будущее «этих процедур» можно только гадать. Однако в «Patria» не строят иллюзий – все уверены, что власти пойдут до конца в своём намерении формирование ликвидировать. Общаясь ныне с молдавской прессой по Скайпу и телефону, Ренато Усатый утверждает, что властям необходимо обвинить и полностью дискредитировать партию «Patria», дабы задним числом доказать европейским партнёрам правомерность своего решения отстранить её от выборов.
При этом на внимание со стороны европейских институтов продолжают надеяться и соратники Усатого. В минувший вторник несколько десятков сторонников партии, а также члены семей арестованных активистов вышли на акцию протеста у здания Миссии Евросоюза в Кишинёве. Лично от Пиркки Тапиолы протестующие потребовали дать оценку происходящему.
Было много женщин и детей. Ребятишки держали в руках тех самых Чебурашек и плакаты «Верните папу домой», «Наши папы – не бандиты!», «Дядя Пиркка, не молчи!!!».
«Мы пришли поддержать семьи Николая Циповича и Корнелия Морару, ради детей, которые ждут возвращение своих отцов. До сих пор ни одна международная структура не высказалась публично в отношении действий полиции, которая незаконно, базируясь лишь на «резонных подозрениях», арестовала этих людей. Мы ждем реакции и надеемся на ее справедливость», – так объясняла своё участие в акции женская часть пикета.
Между тем, список политических заключённых в Молдове сегодня не исчерпывается именами активистов «Patria». В тюремных камерах продолжают сидеть члены организации «Антифа» Павел Григорчук и Михаил Амерберг, обвинённые – ни много ни мало – в организации преступной группировки с целью «насильственного захвата власти, а также дестабилизации общественно-политической ситуации в Молдове». И как показывает молдавская юридическая практика последних недель, список этот в любой момент может быть пополнен – хотя бы за счёт тех, кто осмеливается «постить» в Фейсбуке не только котиков…
Олег ВЕТРОВ.