ПОДАРОК ДЛЯ РОССИИ — ЯЙЦО РОТШИЛЬДА
Мы узнали, почему самое дорогое произведение ювелира оказалось в Эрмитаже
На 250-летие Эрмитажа, которое с большим размахом отмечают в Петербурге, Владимир Путинсделал музею ценнейший подарок — самое дорогое произведение фирмы Карла Фаберже, известное как яйцо Ротшильда. Изделие, купленное Беатрисой Эфрусси на помолвку своего младшего брата Эдуарда Ротшильда с Жерменой Хальфен, хранилось в семье магнатов больше ста лет, пока не было выставлено на торги Christie’s в 2007 году, где его и выкупил коллекционер Александр Иванов. Мы связались с владельцем крупнейшей коллекции изделий Фаберже и узнали, почему он сделал такой жест.
Яйцо Ротшильда — лакомый кусочек для любого коллекционера, тем более для Александра Иванова, который многие годы собирает изделия фирмы прославленного мастера. Сейчас в его коллекции, которая частично хранится в его частном музее Фаберже в Баден-Бадене, частично в Москве, — около 4400 работ фирмы Фаберже, и яйцо Ротшильда, ясное дело, было его жемчужиной. Оно было создано в 1902 году по заказу баронессы Беатрисы Эфрусси де Ротшильд, супруги нефтяного магната Мориса Эфрусси из Одессы, известной ценительницы искусства (свое собрание старых мастеров она завещала Французской академии изящных искусств). Баронесса потратила на подарок фантастическую сумму, яйцо Ротшильда скоро стало легендой. И когда семья магнатов выставила его на торги, почитатель Фаберже и обладатель крупнейшей коллекции произведений фирмы прославленного ювелира Александр Иванов поспешил его купить. Приобретение обошлось ему в 18,5 млн долларов. Почему же он решил сейчас передать его в Эрмитаж? Об этом мы спросили у самого коллекционера.
— С самого начала яйцо покупалось, чтобы приехать в Россию. Кто его подарил и когда — это по большому счету неважно, — сразу говорит Иванов.
— И все же это очень дорогой подарок. Не жалко было расставаться с такой драгоценностью?
— Мне ничего не жалко для России.
— Вы сознательно ждали юбилея, чтобы передать яйцо?
— При чем здесь я, подарил президент. Даже не так. Президент выступил лицом, которое подарило яйцо Эрмитажу, но, по сути, Российская Федерация сделала подарок своему музею. Да, я кое-какое отношение имею. Если вещь подарена президентом главному музею страны, все остальное — второстепенно. Мне не нужен пиар. Это произведение — знаковая вещь, которая всегда была на Западе, а теперь вернулась в Россию.
— Вы говорили, что все яйца Фаберже должны находиться в одном музее. Этот музей, по-вашему, Эрмитаж?
— В Эрмитаже находится самое полное собрание произведений искусства в России. Поэтому почему бы и нет?
— Думаете, такое воссоединение произойдет?
— Все это возможно. Стало же возможным то, что яйцо Эрмитажу подарили. Почему бы и нет?
— Мы говорим о произведении искусства со сложным механизмом внутри. Сложно ли ухаживать за ним?
— Механизм очень-очень сложный, наверное, единственный среди произведений Фаберже. Он необычен своей конструкцией. И это яйцо — самое дорогое изделие Фаберже. И конечно, это ювелирная работа — мы ничего не ремонтировали, только проводили профилактику. Механизм рабочий, заводится раз в год. Изделия Фаберже вообще никогда не ломаются.
— Чем яйцо Ротшильда принципиально отличается от других?
— Оно самое дорогое за всю историю фирмы. Механизм, отделка яйца и имя его заказчика говорят сами за себя. Ротшильд купил его за несколько десятков тысяч рублей, в то время как обычное императорское яйцо стоило две-три тысячи. Это яйцо есть в Книге рекордов Гиннесса как самое дорогое русское произведение — где ему быть, как не в Эрмитаже?
— А для бедных Фаберже делал изделия?
— Около 120 тысяч произведений изготовил Фаберже, из них таких предметов, как яйцо Ротшильда, — около 500 штук. А так делал утилитарные вещи, стоившие не так дорого. При жизни Фаберже его авторитет был огромен.
— Собираетесь ли вы передать другие произведения из вашей коллекции в какой-нибудь музей?
— В Баден-Бадене коллекция находится временно. Музей Фаберже — по сути выставка. У нас много было выставок, в Костроме три выставки было, например. В коллекции изделий Фаберже примерно 4400 произведений. Мы сейчас говорим про яйца, но Фаберже, например, во время войны выполнял заказы военного министерства — тысячи плошек, самоваров, кастрюль, чего он только не делал для нужд фронта. Эти предметы сейчас дороги, и не так много их сохранилось. Было бы хорошо в Москве открыть музей. Есть помещение на Кузнецком Мосту, где когда-то находился магазин Фаберже. Там был ресторан, но полгода назад он закрылся. Это знаковое, историческое здание. Но оно захвачено непонятно какими личностями. Они сейчас не стесняются сдавать его за 120 тысяч долларов в месяц — совершенно нереально.
— А вы не рассказали об этой ситуации президенту?
— Я хочу поставить точки над «i»: яйцо подарено России, других комментариев нет. А по поводу этого помещения мы обращались, но не напрямую к высшим руководителям.
Мария МОСКВИЧЕВА.