В Молдове сажают в тюрьмы за инакомыслие
Количество политзаключенных в Кишиневских застенках угрожающе нарастает
Похоже, в Молдове число политзаключенных множится. На пятом году правления либеральных евродемократов в застенках следственных изоляторов прибавилось как минимум пять узников совести. Подозрительно то, что они – либо кандидаты в депутаты от партии «Patria», бесцеремонно снятой властью с предвыборной гонки в последний день, либо члены объявленной экстремистской некой малоизвестной организации АНТИФА, то ли отколовшейся, то ли созданной ПКРМ. Впрочем, не факт, что на этом «победители» остановятся. Поскольку в Молдове евроинтеграция по сути стала государственной идеологией (хотя конституция таковую запрещает), можно ожидать, что все, кто против движения на Запад, рано или поздно тоже могут оказаться за колючей проволокой.
В СИЗО за георгиевскую ленточку
Довольно резонансным стало задержание двух жителей Кишинева – Михаила Амерберга, члена Партии коммунистов, и Павла Григорчука, активиста движения «Социальный форум». Их пока на голом энтузиазме защищает в судебных инстанциях адвокат Роман Аронов. В прокуратуре считают задержанных особо опасными, а потому не выпускают из следственного изолятора. Оба обвиняются по статье 284 Уголовного кодекса «Создание преступной организации или руководство ею». Наказание по этой статье предполагает лишение свободы на срок от 15 до 20 лет либо пожизненное заключение. У Павла Григорчука на съемной квартире не раз проводили обыски, но ничего компрометирующего так и не нашли. К Михаилу Амербергу полиция первый раз нагрянула в сентябре прошлого года по делу «Дурлештского маньяка». Тогда спецназовцы в масках торжественно под телекамеры вынесли из квартиры несколько стволов, муляж гранатомета – весь этот «ужас» мелькал в кадрах информационных телепрограмм. Правда, чуть позже, все по-тихому вернули владельцу, поскольку оружие оказалось официально зарегистрированным в МВД. Кстати, это был период, когда ПКРМ проводила «бархатную революцию», а власти очень нужен был повод, чтобы припугнуть коммунистов, обнаружив в их рядах «вооруженного террориста». Сегодня сотрудники МВД и Генпрокуратуры вновь извлекли из пыльных шкафов старые дела, переписав их под новые обстоятельства. Между прочим, по делу о создании «преступной организации» (АНТИФА) проходят еще четыре человека, находящиеся под подпиской о невыезде. Наиболее «опасное» деяние, совершенное ими, – вывешенные на ограде украинского посольства георгиевские ленточки.
Ход Кавкалюком
Николая Циповича, седьмого в списке кандидатов в депутаты от партии «Patria», задержали на второй день после парламентских выборов. Он проходит по статье 349 Уголовного кодекса «Угроза или насилие в отношении должностного лица, выполняющего общественный долг». За подобного рода деяния предусматривается лишение свободы сроком на два года. Игорь Шеремет, адвокат претендента на пост народного избранника от «Patria», подчеркивает: его подзащитный ничего противоправного не совершал, так что превентивный арест абсолютно незаконен. А основанием для задержания Николая Циповича стали… его СМС-сообщения Ренато Усатому, появившиеся на мало кому известном сайте boomerang.cc. По версии следствия, в СМСках кандидат в депутаты сообщал, будто намеревался расправиться с Георгием Кавкалюком, заместителем начальника Генерального инспектората полиции, за снятие «Patria» с предвыборной гонки. Интересная деталь: «компромат» был обнародован в интернете в три часа ночи, а полиция заявилась с обыском в тот же день в шесть утра. Уж очень эта оперативность нашей доблестной полиции, годами ищущей убийц, смахивает на спецразработку. Тем более, что никаких других доказательств, кроме очень сомнительной информации с анонимного сайта, у следствия, скорее всего, нет. В противном случае пропагандистская машина власти использовала бы ее по полной программе. По столь надуманному предлогу можно арестовать кого угодно, за исключением разве что депутатов парламента, пользующихся неприкосновенностью. Николаю Циповичу спустя три дня отсидки за решеткой, несмотря на всю абсурдность обвинения, продлили срок задержания еще на тридцать суток. Как этот сценарий напоминает то, что проделали в отношении Павла Григорчука и Михаила Амерберга! Налицо попытка запугать всех, кто потенциально опасен сложившемуся режиму.
Разгром гагаузской «армии»
После прошедшего 2 февраля в Гагаузской автономии референдума о внешнеполитическом курсе страны в Кишиневе, кажется, всех жителей региона записали в сепаратисты. Особо непатриотичным и некорректным в метрополии посчитали второй вопрос плебисцита: о статусе автономии в случае присоединения Молдовы к Румынии. СИБ отреагировал быстро, тут же обнаружив, будто неких молодых гагаузов готовят к антигосударственным деяниям в лагере под Ростовом-на-Дону. В обозримом будущем они якобы должны были дестабилизировать обстановку в Молдове, в Одесской области и даже… помочь повстанцам в Новороссии. В Кишиневском международном аэропорту месяц назад задержали возвращавшегося из Москвы жителя Чадыр-Лунги Артура Кандидатова. Уже через неделю он выдал на камеру явно не им подготовленное признание о своих злоключениях в Москве, о том, как поддался российской пропаганде, о том, насколько хороша ероинтеграция. В августе этого года на пять лет условно осуждены Василий Мавроди и Виктор Урум из Комрата, которые, по версии СИБа, в лагере под Ростовом-на-Дону учились делать «коктейли Молотова» и противостоять на улицах силам правопорядка. Сейчас под следствием в СИЗО находятся еще два жителя Гагаузии – Вячеслав Бойко и Дмитрий Кузнецов. Их обвиняют в сепаратизме и измене родине. Общественный деятель автономии Леонид Добров рассказал «МК» в Молдове, что против задержанных свидетельствовали Мавроди и Урум. «Даже если они все вместе где-то играли в «Зарницу», это еще не говорит о том, что они изменили родине. Павличенко и Гуцу никто не трогает, хотя они призывают к ликвидации государства, а этих молодых рябят гнобят за решеткой», – возмущается Леонид Добров.
В Советском Союзе в Уголовном кодексе была статья 58-1а, считавшаяся политической. «Измена Родине, т.е. действия, совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бегство или перелет за границу, караются высшей мерой уголовного наказания — расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах — лишением свободы сроком на 10 лет с конфискацией всего имущества». По этой статье в измене Родине обвинили немало известных ныне на весь мир политзаключенных. Сегодня в Молдове мы наблюдаем нечто очень похожее. В Вашингтоне и Брюсселе говорят, будто Путин вознамерился воссоздать СССР, а следовательно, и прежние порядки. Интересно, у кого берет уроки нынешняя кишиневская власть?
Одним из первых политзаключенных нынешнего еврорежима, пожалуй, был предприниматель и председатель общественной организации Федор Гелич. Его задержали на 72 часа 12 сентября 2013 года, а потом продлили арест на месяц. Разумеется, нашли формальный повод, обвинив в торговле людьми, хотя всем было очевидно, что всему причиной – критика, причем, абсолютно предметная, Владимира Филата и его окружения. Однако и тогда, и ныне мало кого интересовала судьба какого-то там предпринимателя-скандалиста, может, потому-то число узников совести в Молдове, вероятнее всего, будет и далее расти.
Александр ТОКАРСКИЙ.