Николай Черный: «У страны украли столицу»
Чтобы вернуть Кишинев истинным хозяевам, бизнесмен с огромным опытом намерен бороться за пост примара
Николай Черный – фигура не публичная, хотя в определенных кругах (и не только молдавских) известеночень хорошо. Генеральный директор холдинга AMG, занимающий по версии журнала «Forbes» вторую позицию в списке самых богатых людей страны, отметивший в нынешнем году свое 65-летие, он прошел большой путь – от работника советских органов до руководителя топливно-энергетической сферы республики, вице-президента компании «ЛУКОЙЛ», отвечавшего за всю ее международную сеть.
Вернувшись в Молдову, Черный создал здесь крупнейший успешно работающий холдинг, который занимается производством семян зерновых, выращиванием грецкого ореха, изготовлением строительных материалов и включает также винзавод «Chateau Vartely» с полным производственным циклом. В общей сложности холдинг насчитывает около трех с половиной тысяч хорошо оплачиваемых рабочих мест. Кроме того, Николай Черный – владелец и почетный председатель футбольного клуба «Зимбру». Недавно стало известно, что бизнесмен рассматривает для себя возможность баллотироваться на пост генерального примара Кишинева на местных выборах 2015 года. Понятно, что встреча с ним в Международном пресс-клубе «Социальный резонанс» вызвала большой интерес.
Об особенностях отечественного бизнеса
– Во всем цивилизованном мире к предпринимателям относятся с уважением как к людям, двигающим технический, экономический и социальный прогресс, создающим новые рабочие места, наполняющим финансовыми средствами государственный бюджет. Во всем мире, но не в Молдове. У нас и общество, и власть считают бизнесменов ворами, грабителями, мошенниками. Такое негативное отношение необходимо переломить. Но для этого сами молдавские бизнесмены должны любить страну, в которой живут и работают, болеть за ее судьбу, всегда ставить себя на место простого человека, задаваться вопросом: смогли бы они сами прожить на те деньги, на которые существует обычный гражданин? Они должны стремиться всегда и везде делать добро, не откладывая на завтра. К сожалению, в молдавском бизнесе движущая сила – зависть к тому, кто хоть чуть-чуть удачливее тебя.
О векторе развития республики
– Молдова вошла в третье тысячелетие с экономикой, находящейся в состоянии длительного и разрушительного кризиса. Все двадцать с лишним лет своего существования в качестве суверенного и независимого государства республика не развивалась, а стояла на месте и постепенно деградировала, оказавшись к настоящему моменту в ситуации тотального кризиса во всех сферах жизни – политической, экономической и социальной. Ни у одной силы, приходившей к власти за эти годы, не было ни концепции, ни стратегии развития страны.
Если говорить о сегодняшнем векторе движения Молдовы, я бы вспомнил старую пословицу про теленка, который ухитряется «двух маток сосать». Людей одурачивают, обещая многое. ЕС – хорошее дело, но пуповина и нити прочных хозяйственных связей не разорваны с Россией и Евразийским союзом. Надо иметь мудрость и политическую волю, чтобы договариваться со всеми, как это делают такие страны как Швейцария или Люксембург. В Евросоюзе есть чем полакомиться, но мы с ним все подписали, не договорившись по многим позициям, а теперь не знаем, что делать с фруктами и другой продукцией, поставки которой на Восток отрезаны. Нам не нужны крайности. Мы – маленькая страна и не должны смотреть исключительно в одном направлении, поддерживать хорошие отношения нужно со всеми партнерами. Например, когда в 2006 году Россия впервые ввела эмбарго на поставки винодельческой продукции, объемы производства «Chateau Vartely» упали сразу вдвое. Это был для нас шок! Но, подумав, мы изменили подход к делу, занялись реальным поиском новых рынков. И сегодня продаем вина высокого качества в десятки стран мира, включая Китай и Индию. Так что нового эмбарго предприятие практически не ощутило. А последствия нынешней ситуации с экспортом молдавской сельхозпродукции скажутся на будущем состоянии агропромышленного комплекса, потому что экономические агенты в этой отрасли не зарабатывают денег, а значит, не вкладывают их в развитие бизнеса.
О несостоявшемся участии в политике
– В «ЛУКОЙЛЕ» существует правило, согласно которому, по достижении 60 лет, руководители высшего звена подают в отставку. Так же поступил и я, хотя контракт мой действовал еще два года, и мне предлагали еще поработать. Но я решил вернуться в Молдову, потому что считал, что могу многое сделать для своей страны. Намеревался активно заняться политической деятельностью и реализовать на родине собственный левоцентристский проект. Однако после личных встреч и консультаций с руководством и представителями практически всех правящих и оппозиционных молдавских партий – левых, левоцентристских, центристских, правых – я понял, что в Молдове вся «большая политика» монополизирована определенными группами людей. Они превратили политику в особую форму бизнеса, в инструмент для зарабатывания денег. Такая «молдавская политическая модель» не для меня.
Мне не раз предлагали идти на выборы в рядах разных партий. Но я не хочу затеряться ни в каких партийных списках, не хочу дышать парламентской пылью. Никогда не был и не буду чьим-либо «зонтиком» или «крышей». Предпочитаю опираться на собственные силы.
О ситуации в футбольном клубе «Зимбру»
– Футбол я безумно любил всю жизнь, и потому вложил большие средства, чтобы поддержать этот вид спорта в Молдове. Сегодня у команды есть прекрасная тренировочная база, арена международного уровня, комфортабельный автобус, игроки получают хорошие зарплаты. Но мы решили кардинально менять концепцию развития клуба, делая основной упор на наших молодых игроков, а не на легионеров (результаты их игры не оправдывают затрат на приглашение иностранцев). Создана своя футбольная школа, несколько сотен мальчишек мы увели с улицы и будем растить смену нынешнему основному составу команды. Конечно, на это потребуется не один год.
О желании возглавить Кишинев
– Сегодня город просто стыдно называть столицей, показывать его иностранным гостям, он находится в ужасном состоянии, напоминает какой-то цыганский квартал, на всех газонах, тротуарах – рынки, ларьки, киоски. В Кишиневе уже давно нет хозяина, город заброшен, разграблен, приходит в полный упадок. У молдавской столицы нет сегодня ее прежнего красивого архитектурного облика. У страны просто украли столицу. Разве это тот прекрасный город Кишинев, каким помню его я и многие жители Молдовы моего возраста и старше – чистый, любовно ухоженный, утопающий в зелени, полный аромата цветущих роз «белый город, цветок из камня», о котором слагали песни, которым гордились все мы и восхищались все гости республики?
Пока я не принял для себя окончательное решение – буду ли участвовать в выборах. Хочу прежде убедиться, что на моей стороне будет главный, решающий фактор – поддержка всех кишиневцев. Столица должна стать по-настоящему европейским городом, достойным символом страны, чтобы ею действительно можно было гордиться. Идей – как это осуществить – есть немало. Конечно, придется работать не покладая рук, но работы я не боюсь. Я знаю, что могу сделать на посту примара. Если решу баллотироваться, буду, конечно, говорить с политиками и все же на выборы пойду сам, у меня другого выхода нет. Понимаю, что без партийной поддержки будет непросто победить, тем более, что и соперники подбираются достойные. Но есть люди, готовые составить мою команду. Верю, что вместе с ними и со всеми кишиневцами мы сделаем все для того, чтобы преобразовать к лучшему город, в котором живем мы, наши родители и дети, будут жить наши внуки.
Елена РОЙТБУРД.