ГЛАВА ГОСБАНКА РФ НАПУГАЛ ЗАПАД ВОЙНОЙ
Если России отключат SWIFT
Руководитель одногоиз крупнейших госбанков Андрей Костин заявил, чтоотключение России от международной системы финансовых расчетов SWIFT будет сродни объявлению войны. Сейчас около 600 российских банков и организаций являются пользователями SWIFT, осуществляя через эту площадку до 90% своих международных платежей. Альтернативы ей нет, и поэтому такая «санкция» действительно грозит не только изоляцией отечественного банковского сектора, но и коллапсом всей российской экономики.
Отключение целой страны от SWIFT не является каким-то беспрецедентным событием: в 2012 году банки Ирана в рамках международных санкций уже прошли этот путь, и до сих пор вся внешняя экономическая деятельность этой страны сопровождается финансовыми организациями соседних государств.
Попытки таким образом наказать Россию уже предпринимались. В одобренной 18 сентября 2014 года Европарламентом резолюции по Украине предлагалось ввести против нас новые ограничительные меры, в том числе исключить из системы международных расчетов.
SWIFT часто называют платежной системой, хотя таковой она не является. Это международная компания со штаб-квартирой в Бельгии, операционными центрами в Нидерландах и США, обеспечивает надежную передачу финансовых сообщений по уникальной технологии. Система не производит расчетов (клиринга), а лишь предоставляет некий универсальный для всех пользователей финансовый «транспорт».
Каждый участник сообщества имеет уникальный SWIFT-код (он может состоять из 8 или 11 символов, где первые четыре знака означают короткое название банка, остальные — страну, город и подразделение банка), позволяющий переадресовывать сообщения. Наличие такого кода ускоряет и упрощает передачу платежа за счет полной автоматизации. Для выполнения межбанковского международного перевода достаточно знать SWIFT-код банка-получателя и IBAN (международный номер банковского счета) получателя. Платеж пройдет в течение нескольких минут, и зарубежный банк-получатель получит соответствующее уведомление.
«Отключение от SWIFT стало бы самой сильной санкцией в отношении России, — говорит гендиректор одной из российских систем займов Юлиан Лазовский. — Это первая ограничительная мера, которая затронула бы каждого гражданина, а не отдельных чиновников или организацию».
Что же будет, если завтра отключат SWIFT? Первое. Возможность осуществления внутренних взаиморасчетов все-таки останется, поскольку они проходят через корреспондентские счета ЦБ, а не SWIFT. Второе. Процесс обмена сообщениями между российскими банками и зарубежными финансовыми организациями будет существенно затруднен. Международные платежи останутся в том объеме, в каком зарубежные контрагенты смогут их обработать в ручном режиме посредством других каналов, таких как «Банк-Клиент», «Телекс», то есть по минимуму. Учитывая количество переводов, задержка будет достигать нескольких суток.
«К катастрофе отключение от SWIFT не приведет, но внешнеэкономическая деятельность замедлится, а для многих предприятий и вовсе прекратится, — продолжает Лазовский. — По нашим оценкам, объем внешнеторговых операций сократится на треть. При этом на создание новой системы обмена финансовыми сообщениями потребуется полтора-два года. Задача трудно решаемая. На организацию национальной платежной системы было выделено 500 млн рублей, здесь нужно не меньше».
Леонид БЕРРЕС.