Валентин Сытник: «Первое правило примара – умей «вертеться»
Глава администрации Ставчен поведал о том, как село превращается в высокоразвитый пригород
Честно говоря, было очень приятно после колючего ноябрьского дождя оказаться в неожиданно уютном и теплом здании (которое, как выяснилось, скоро перейдёт местной музыкальной школе) ставченской примэрии. Валентин Лукич Сытник нас тоже несколько удивил, когда, не дожидаясь вопросов, сам вдруг начал рассказывать о своей недавней поездке в Поднебесную.
Ставчены в русле мировых проблем
– Вообще-то, я ехал в Китай с конкретной целью посетить выставку оборудования для переработки мусора. И только на месте понял, что меня слегка подвели переводчики и выставляемая техника предназначена для утилизации промышленных отходов. Впрочем, поездка эта в любом случае стала полезной и познавательной.
– Видимо, утилизация мусора весьма актуальна для Ставчен…
– Ну, эта проблема сегодня актуальна для всего человечества. А у меня есть давняя мечта построить в Ставченах мусороперерабатывающий завод.
– Один бюджет приэрии, надо думать, такой проект не осилит?
– Разумеется. Даже на «локального» масштаба мусороперерабатывающий завод нужны очень серьёзные средства. Наша идея в том, чтобы привлечь к его строительству иностранных, а может быть, и местных инвесторов. Некоторое время назад на консилиуме примэрии было принято решение сдать территорию свалки (пять гектаров) в аренду, с условием, что арендатор вложится в завод. Уже вели переговоры с профильными компаниями из Румынии, Чехии, Прибалтики, Белоруссии. Надеюсь, в ближайшее время мы найдём обоюдовыгодный вариант – и для села, и для инвестора.
Лучший инструмент влияния – сотрудничество
– Для администрации села в том факте, что Ставчены входят в состав муниципия, больше плюсов или минусов?
– Трудно сказать… С восемнадцатью пригородами, в Кишинёве сегодня уже почти миллион жителей. А численность населения, как известно, прямо пропорциональна размеру бюджета города. То есть мы для муниципия – такой весьма полезный «довесок».
Есть, понятно, положительные стороны и для Ставчен. Например, мы пользуемся городским транспортным обслуживанием, наши местные лечебные заведения работают на «столичных» условиях.
Если же говорить о минусах… Они, думаю, сегодня универсальны для всех сельских примэрий республики и заключаются в первую очередь в том, что понятие «местная автономия» у нас очень размыто и существует в основном на бумаге.
А вообще, я глубоко убеждён, что самый эффективный инструмент взаимоотношений между ветвями власти – не давление, а сотрудничество к взаимной выгоде…
– Последний принцип, надо полагать, распространяется у вас и на отношения с местными предпринимателями?
– Безусловно. Сегодня у нас 146 экономических агентов, среди которых есть такие крупные налогоплательщики как «Metro» и «IVECO». Кроме того, не так давно на территории села была построена фабрика по производству колбасных изделий компании «ROGOB». Работают у нас и хорошо известные в Кишинёве «Dansicons» и «Stilconstruct».
Средний и малый бизнес представлен в Ставченах строительными фирмами, производителями хлебобулочных и кондитерских изделий, разного рода металлических конструкций. В целом же, наше «кредо» в отношениях с местным бизнесом можно выразить так: по мере сил стараемся помогать и не чинить препон по поводу и без. Люди работают и платят налоги – ну и отлично…
– А как поживает некогда знаменитый колледж виноградарства?
– Ставченский Национальный колледж виноградарства и виноделия – наша гордость и (что греха таить) источник наших проблем. Это старейшее учебное заведение в Европе, которое было основано в 1842 году царём Николаем Первым. Сегодня колледж подчиняется одновременно Министерству образования и минсельхозу, и такое «двоевластие», похоже, не особо идёт ему на пользу. Наша примэрия, насколько возможно, участвует в судьбе колледжа, хотя у него нынче собственный бюджет. К 172-й годовщине учебного заведения на средства примэрии установили во дворе памятник Штефану Великому, провели некоторые ремонтно- строительные работы в самом здании. Потому что – ну как тут оставаться безучастным? Я сам окончил это учебное заведение, там училась моя супруга и все мои дети…
Предпринимателям – режим наибольшего благоприятствования
– Я знаю, что в Ставченах регулярно строится жильё и даже обеспечиваются квартирами молодые специалисты. Каким образом?
– Первое правило примара гласит: хочешь нормально делать свою работу – умей вертеться. (Смеётся) Вот, скажем, в последние годы в Ставченах были построены несколько многоэтажных домов. В каждом случае мы искали и находили выгоду для примэрии (читай: для жителей села).
Вот покупает строительная компания землю на территории Ставчен, приходит в примэрию за необходимыми разрешениями на возведение дома. Мы отвечаем: хорошо, пользуйтесь, так сказать, режимом наибольшего благоприятствования, но 26 квартир по окончании строительства вы передадите примэрии. Строители охотно соглашаются на такие условия, а мы в итоге заселяем целый этаж 26-ю семьями школьных учителей и воспитателей детских садов. Или, скажем, другая фирма задумала построить на месте полуразвалившегося общежития современную пятиэтажку. Наше условие: стройте на здоровье, но обеспечьте квартирами те семь семей, что сейчас ютятся в «общаге». В итоге у людей есть нормальное жильё.
В данный момент у нас в селе в процессе возведения 17-этажный дом. Компания не может выделить жилой фонд, но отдаёт первый, нежилой этаж. Предполагаю перевезти туда офисы примэрии, а в нынешнее её – как видите, весьма неплохое – здание переселить местную музыкальную школу. Вот таким образом, собственно, и «крутимся».
– А ещё говорят, вы тут строите школы и спортивные комплексы…
– Не знаю, какие цифры будут объявлены по Ставченам в результате последней переписи населения, но, по моим прикидкам, количество жителей села уже перевалило за десять тысяч. И в какой-то момент мы поняли, что мест в школах и садиках начинает не хватать.
Пришлось с нуля строить школу- сад. Работы обошлись в 24 миллиона леев, девять из которых дал муниципий, остальное – исключительно средства примэрии. Сейчас там 323 ребёнка занимаются в начальной школе и 175 – в саду. Кроме того, пришлось добавить третий этаж зданию ставченского теоретического лицея.
Будущее Ставчен – развитый пригород
– Расскажите, каким образом Вам удалось не только сохранить, но и возродить спорткомплекс «Олимп»?
– Это довольно крупное спортивное сооружение известно ещё с советских времён. К сожалению, оно тоже долгое время пребывало в запустении. Перебрав множество вариантов, мы отдали его в аренду известному молдавскому футбольному клубу «Верис». Теперь там очень хорошее поле, восстановлена инфраструктура, включая гостиницу. А главное, там могут с полным комфортом заниматься наши кадеты и юниоры из местного клуба «Ставчень», которые, к слову, с 2008 года постоянно в призёрах республиканских турниров.
Подобный проект мы сейчас реализуем с местным бассейном, который при поддержке арендаторов в ближайшее время станет единственным в Молдове крытым сооружением подобного рода, отвечающий всем олимпийским требованиям.
– А ещё когда-то в Ставченах была известная на всю республику школа вольной борьбы.
– Это правда, но в девяностых она перешла к профсоюзам и тут же начала разваливаться. Я уж сколько бился, предлагал выкупить школу на средства из бюджета примэрии. «Хозяева» – ни в какую, хоть школа под их «присмотром» так и продолжала пустовать. Я не поленился, нашёл документы по зданию, и оказалось, что формально оно ничьё. А по закону, в подобных случаях объект регистрируется в примэрии и переходит в её подчинение. И я совершил эту «аннексию», нажив себе недоброжелателей и угрозы судебного разбирательства (так и не реализованные). Зато теперь школа вновь обучает пацанов искусству вольной борьбы. В прошлом году примэрия выделила на неё два миллиона леев, в здании поменяли крышу, окна, электропроводку.
– Валентин Лукич, вы упомянули интересную деталь: в Ставченах растёт количество населения. Что для современной Молдовы, мягко говоря, нетипично. Это потому, что селу повезло с географией?
– Я тут недавно, оказавшись в Кишинёве без машины, вызвал такси, чтобы вернуться на работу в Ставчены. «А, это на «Рублёвку»?» – уточнил таксист. (Смеётся). Всего два километра от столицы, в центр которой из Ставчен добраться проще, чем, скажем, с Ботаники. С природой, экологией и тишиной у нас тоже всё в порядке. Но вряд ли Ставчены станут этаким дачным посёлком исключительно для отдыха. Мы уже заняли заметное место в экономике муниципия, 90 процентов жителей села работают в городе. Наше будущее – развитый пригород.
– Последнее. Вы примаром восьмой год, есть желание пойти на третий мандат?
– Пожалуй, есть. Я научился получать удовольствие от этой работы, хоть временами она и напоминает сумасшедший дом. Кое-что мне удалось сделать для села, уже ставшего мне родным. Следующим летом ставченцы решат так, как посчитают правильным…
Павел АНТОНОВ.