Дмитрий ДЬЯКОВ: «В политике всегда нужно быть недовольным собой»
Экс-председатель парламента именно это чувство считает стимулом для успешной работы
Один из самых крупных политических тяжеловесов республики, человек, для которогонет секретов в этой сфере общественной жизни, Почетный председатель Демократической партии Молдовы Дмитрий Дьяков в минувшую пятницу был гостем Международногопресс-клуба «Социальный резонанс». Понятно, что у журналистов накопилось к нему много острых, порой нелицеприятных вопросов. Но Дмитрий Дьяков, обладающий еще и солидным журналистским опытом, удар держать умеет, что и продемонстрировал с блеском.
Список кандидатов – результат компромисса
– То, что Владимир Плахотнюк занимает в списке ДПМ второе место после председателя партии Мариана Лупу, добавит партии дивидендов на выборах или убавит?
– Плахотнюк занимает в списке то место, которое занимает в партии. Он был избран на съезде, его сфера деятельности – административные вопросы в партии, выполняет он свои обязанности неплохо, потому и оказался вторым в списке.
– Почему Дмитрий Дьяков, фактически создатель Демпартии, всего лишь пятый в списке?
– Я сам определил свое место, так же, как и свою нынешнюю должность. Говорю об этом впервые: когда я объявил, что приглашаю Мариана Лупу возглавить партию, мои заместители возмутились. Но ведь я предложил Лупу не на их, а на свое место. И тогда же определил свою позицию в списке – пятую. Первой должна идти молодежь, и это правильно. Знаю, что формирование списков в любой партии – очень сложный и болезненный процесс, это всегда компромисс. Потому что всегда есть пятьдесят человек, достойных быть в первой десятке, а лидерам нужно выбрать только десять.
– Говорят, цена вопроса для Дмитрия Дьякова при передаче власти Мариану Лупу была – место посла в одной благополучной стране.
– Мы не торговались. Если бы Лупу вырос в партии и партия избрала бы его председателем, я мог бы спокойно уходить в послы. Но если ты приглашаешь человека из другой партии, нужно было остаться и создать условия, чтобы этот человек закрепился в партии. За него проголосовали единогласно, хотя часть его не знала, а другие, может быть, и не воспринимали. Мой долг был оставаться в партии, и сделать так, чтобы наш корабль плыл дальше. Считаю, это удалось.
– Не мешают ли ДПМ олигархи, которые официально входят в список журнала «Форбс»?
– Есть масса вещей, которые нам угрожают. Но самая большая угроза, если у нас не будет устойчивого большинства, потому что придется бросить то, к чему шли все четыре года. А так партии сами разберутся со своими списками. Допускаю, что в них есть люди, которые вам не нравятся.
Итоги выборов, как никогда, непредсказуемы
– По-Вашему, после выборов в парламенте окажутся те же игроки плюс одна-две новые партии, или Вы допускаете сюрпризы?
– Для меня эти выборы, как никогда непредсказуемы. Расклад предугадать сложно. Учитывая поляризацию партий и избирателей, трудно сказать, кто получит большинство. Скорее всего, шесть партий будут пытаться делить мандаты, хотя насчет левого фланга до конца не уверен. Думаю, что сложно будет пробиться одному из новых конкурентов.
– Если ДПМ добьется успеха, возможна ли в принципе коалиция с ПКРМ?
– Я бы хотел, чтобы в парламенте все политические силы были настроены на поиск компромисса. ДПМ была такой партией всегда. Конструктивная оппозиция – нормальная оппозиция. Но у нас была деструктивная оппозиция. Договариваться с ПКРМ в последние годы было совершенно невозможно. Есть лидеры фракций, которые за четыре года друг с другом ни разу не разговаривали. Это ненормально. Ведь люди, которые голосуют за разные партии, чаще всего живут рядом и вполне нормально соседствуют. У нас есть тысяча и один повод спорить, но хочу, чтобы ПКРМ была более конструктивной и настроена работать на результат. То же касается и правых партий.
– Вице-президент ЛДПМ Вадим Пистримчук заявил: если проиграет коалиция, они выведут сторонников европейского выбора на улицу. Как Вы это прокомментируете?
– А может быть, получится наоборот – если оппозиция выиграет, в стране будет спокойно, а вот если выиграет коалиция, – будут волнения. Я бы не хотел, чтобы так случилось. Хотел бы, чтобы сформировалось четкое большинство, которое возьмет на себя обязательство управлять страной.
– Допускаете ли Вы возможность проигрыша? И что тогда будете делать Вы лично и партия?
– Я четыре года был вне парламента. Это очень хорошая возможность подвести итоги, обдумать какие-то новые идеи. Даже начал писать мемуары, но считаю, что для этого надо быть более свободным. Я сохраняю центристскую позицию – и в парламенте, и вне его. И горжусь тем, что могу спокойно говорить и с правыми, и с левыми.
Стране нужен мягкий президент
– Оправданны ли претензии Владимира Филата рано или поздно стать президентом?
– Думаю, что любой из активных действующих политиков имеет шанс стать президентом, если выбирать главу государства будут в парламенте, а при прямых выборах победит тот, кто будет пользоваться наибольшей популярностью.
– А Вы допускаете возможность изменения конституции в пользу всенародных выборов?
– Избирательная система в любой стране, тем более в такой, как Молдова, может меняться, потому что все ищут лучший способ избрания президента и парламента. Моя личная позиция – нужно совершенствовать эту систему, избрать мягкого президента, иметь парламентское большинство, которое изберет правительство. Тогда будет меньше поводов для скандалов.
– Мягкий президент – это управляемый или послушный?
– Это человек, который не вмешивается в дела правительства и парламента, который не любит всеми управлять.
– Как Тимофти?
– Думаю, у него есть много хороших качеств, чтобы быть президентом.
Недовольство собой – стимул для дальнейшей работы
– Реализовали ли Вы то, что обещали избирателям, спокойно ли Вы ходите по улицам, гордитесь ли Вы тем, что сделали с 2009 года?
– Как можно считать, что ты сделал все, если в стране столько проблем? В политике нужно всегда быть недовольным собой, это стимул для дальнейшей работы. Я горжусь, что сохранил партию, ее дух. Конечно, есть много нерешенных вопросов, но со временем они решатся.
– А партия для страны что сделала?
– Если мы сумели избрать правительство и переизбрать его, сохранить коалицию, не допустив досрочных выборов – значит, все члены коалиции продемонстрировали, что способны довести до конца свой мандат. И то, что мы добились подписания Соглашения об ассоциации, и безвизового режима, и то, что двадцать восемь министров иностранных дел стран-членов ЕС приехали в Кишинев – сигнал не только для политиков, но и для народа: мы готовы вместе с вами трудиться дальше. Хотя это и большой аванс для Молдовы.
В ДПМ нормальная внутренняя атмосфера
– Как оцениваете избирательную кампанию, какие сюрпризы готовит нам ДПМ?
– В ДПМ самая спокойная обстановка из всех конкурентов. Сама кампания пока разворачивается спокойно, и это, я думаю, нормально. Хотя это может породить определенную пассивность избирателя. Он активен, когда есть интрига, а я ее пока не вижу. Но думаю, ноябрь ситуацию изменит.
– Несколько дней назад ДПМ предложила сельчанам старше 65 лет, которые сдадут свои земельные участки в аренду, дополнительную плату, фактически, еще одну пенсию. Откуда же ДПМ рассчитывает взять деньги, и почему эту идею нельзя было реализовать за те четыре года, когда коалиция была у власти?
– Наверное, раньше не додумались. Не думаю, что речь идет о кредитах, надо по-хозяйски распределять то, что есть. Какое бы обязательство ни взять на себя, всегда возникает вопрос: откуда деньги. Эту идею мы долго обсуждали в партии, собирались несколько раз выдвигать такое предложение. Но одно дело предлагать что-то во время предвыборной кампании. А потом создается коалиция, и у каждого ее члена свои приоритеты. Это общая проблема всех стран, где правительство коалиционное, поэтому какие-то вещи остаются неосуществленными. Программа, которую мы представляем, отражает наше видение, а если возникнет коалиция, все может сложиться иначе. Но мы эту идею будем продвигать и настаивать на ней.
Молдова должна быть предсказуемой страной
– Говорят, нашим руководством управляет посол США Это правда?
– Добавьте еще московский, бухарестский, вашингтонский обком. Думаю, у нас должно хватить ума всех слушать и делать то, что нам выгодно.
– ДПМ выступает за серьезный разговор с Россией. Когда же начнете договариваться?
– Я много раз ездил в Москву, общался с российскими коллегами, неоднократно говорил на эту тему с Филатом-премьером и Лянкэ-премьером. Лянкэ утверждает, что Россия не отзывается на предложения. Это большая страна, она разговаривает с теми, с кем хочет. Мы несколько раз предлагали направить парламентскую делегацию – тоже нет ответа. Поиски общего языка – это процесс взаимный. Главное, чтобы в Молдове была предсказуемая власть, от которой понятно, чего ожидать. Я убежден, что Молдова может быть и будет предсказуемой страной, и мы будем вести с Россией серьезный диалог. Такова позиция и моя лично, и ДПМ в целом. Мы этого хотим и будем добиваться. Главная проблема в том, что нам самим надо определиться: куда мы все-таки идем. Страна не может бесконечно шарахаться из стороны в сторону. Пусть будет спокойствие, и мы сможем продолжить начатые конструктивные реформы – люди увидели положительные сдвиги, особенно за последние два года, и поверили в нас. А с Москвой, уверен, мы договоримся.
Вероника ПОНЯТОВСКАЯ.