ТАРЛЕВ: «Большие страны делаютбольшую политику, а Молдова должна делать мудрую политику»
Так считает экс-премьер, занимавший эту должность семь лет
За три месяца, прошедшие с тех пор, как Василий Тарлевбыл гостем нашей редакции, вжизни делового сообщества республики и лично Василия Павловича произошло немало важных событий. Асовсем недавно, на заседании Совета Международного конгресса промышленников и предпринимателей, состоявшемся в середине октября в Риге, Василий Тарлев был избран председателем Совета этой престижной международной организации.
В ее составе более сорока региональных организаций промышленников из тридцати стран мира, а также представители Таможенного и Европейского союзов, Всемирной торговой организации. В числе членов Международного конгресса – лидеры государств, спикеры парламентов, экс-премьеры, министры. Надо заметить, что председателем Совета Василия Тарлева избрали единогласно, хотя конкуренция была острой: свои программы представили семь претендентов. Руководство в Международном конгрессе Молдова получила впервые, несмотря на то, что состоит в организации уже двадцать лет.
По этому поводу на прошлой неделе Василий Тарлев провел пресс-конференцию, после которой ответил на вопросы корреспондента «МК в Молдове».
Реальный сектор – на грани разрушения
После заседания правительства, на котором было объявлено о Вашей отставке, отвечая на вопрос журналистов о том, чем займетесь в дальнейшем, Вы сказали: «Я столько лет работал в бизнесе и исполнительных структурах, у меня крепкие связи в разных сферах, в том числе и за рубежом – я найду себе применение». Где же вы его нашли?
– Был президентом Национальной ассоциации товаропроизводителей. А в 2010 году, когда образовался Национальный конгресс промышленников и предпринимателей, меня избрали его президентом. Кроме того, я вернулся к научной работе, которой некогда было заниматься на посту премьера, подготовил и защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора (хабилитат) технических наук, посвященную передовым технологиям переработки сельхозпродукции. Мне не раз предлагали продать разработку в другие страны, но я отказался. Считаю, что такие работы нужны в Молдове. Если кто-то хочет сотрудничать – другое дело. И такое сотрудничество наладилось, в том числе с Международной академией компьютерных наук и систем, теперь являюсь ее членом. Совмещаю руководство Национальным конгрессом с научной и изобретательской работой. На моем счету пятнадцать авторских свидетельств, много наград международных выставок. Параллельно преподаю в Техническом университете, Экономической академии и Университете европейской политики и экономики.
– Познакомьте нас с Национальным конгрессом.
– Это общественная организация, которая представляет интересы деловых кругов Молдовы и объединяет профильные ассоциации и отраслевые союзы: ассоциаций горнодобывающих предприятий, производителей возобновляемых источников энергии, производителей консервов, кулинаров, фермеров и т.д. Всего у нас около трех десятков членов, есть филиалы в территориях. Это платформа для обмена мнениями, высказывания предложений и решения сложных вопросов. Пытаемся убедить ответственных лиц учитывать мнение товаропроизводителей. Защиту их интересов мы считаем главной задачей Конгресса.
– Получается?
– К сожалению, прислушиваются к нам не всегда. Когда я был премьером, мы создали Экономический совет при премьер-министре, и без его экспертизы ни один нормативный и законодательный акт не мог быть утвержден. Тогда роль товаропроизводителей была поднята на значительную высоту. Однако после моего ухода с должности эта практика сошла на нет, отношение к реальному сектору экономики изменилось. И в последние годы он практически разрушается, товаропроизводители приостанавливают работу, уходят за рубеж или в тень, поскольку налоговый пресс очень сильный. Это негативно сказывается на состоянии экономики, на социальной сфере. Но мы боролись и будем бороться.
Не надо быть экономистом, чтобы понять: если поддержать реальный сектор, экономические агенты будут работать, увеличивать объемы производства, а это новые рабочие места, рост зарплат, доходов бюджета – отсюда и рост благосостояния. А брать кредиты и гранты на выплату зарплат и пенсий – недальновидно. Деньги нужно брать для развития экономики. Их же придется вернуть, да еще и с процентами. Видимо, в правительстве сидят неподготовленные люди. Но, уверен, это временное явление.
Виновата не Россия
– В ситуации с закрытием восточного рынка что можно сделать для товаропроизводителей?
– Состояние дел в экономике, в первую очередь с экспортом на очень важный восточный рынок – результат политической и стратегической ошибки нынешних властей. Да, товаропроизводителям обидно, и мне лично, и всем жителям Молдовы, что на российских прилавках есть продукция всех стран мира, а молдавской нет. Мы же столько лет жили вместе, вместе боролись с фашизмом! Но как бы ни было больно, надо честно признать: виновата в этом случае не Россия, а политики Молдовы. Россия сказала четко: мы братья, россияне знают молдавские товары, у нас есть Соглашение о свободной торговле. Мы не хотим ссориться. Хотите подписать какое-то соглашение с Западом, – дело ваше, но давайте обсудим, как это повлияет на наши экономические отношения, и выработаем совместную позицию. А наши руководители не пригласили для обсуждения этого соглашения, его плюсов и минусов не только российскую сторону, но даже гражданское общество, нас, как Национальный конгресс, не последнюю организацию в этой стране. Подписали соглашение на английском языке, даже не переведя на государственный. Ни одна страна – член ЕС не принимает судьбоносные решения в предвыборный год, а наша власть это сделала и привела всех в полное замешательство. В результате урожай остался на полях, а в винодельческой отрасли многие предприятия еще не рассчитались с крестьянами за урожай прошлого года. Коалиция говорит: у нас купит ЕС. А что он купил до сих пор? Мы в прошлом году экспортировали яблок только в Россию около 200 тыс. тонн. В этом году урожай в два раза выше, и девать его некуда. И 100 тыс. тонн уже замерзли. Это вина не фермеров, а правительства и в первую очередь минсельхоза и минэкономики. Люди ведь вкладывали средства, закладывали дома, беря кредиты, под будущий урожай приобретали удобрения, упаковку, дизтопливо. И что теперь им делать? Многие оказались просто перед угрозой разорения. А в Европе собственных проблем полно после того, как Россия ввела свои санкции в ответ на европейские для защиты своего рынка. И что, правительство не знало прогноз погоды? Когда я был премьером, то минимум за месяц получал долгосрочные прогнозы. Почему не приняли меры? Это полная безответственность.
– И что можно сделать сейчас?
– Вообще-то уже поздно, но кое-что еще можно успеть. Не время искать виновных. Нужны действия. Бросить все силы и средства, вплоть до подключения армии, на сбор оставшегося в садах урожая. Мобилизовать консервные предприятия покупать по фиксированной, но не мизерной стоимости яблоки у сельхозпроизводителей с тем, чтобы выработать сок. Правительство должно компенсировать потери садоводам и консервным заводам. И делать это честно, не передергивать, не менять правила игры по ходу дела. Нечего ссылаться на отсутствие средств. На камеры слежения за тем, как дети сдают экзамены, у них деньги есть. А на потери, возникшие в результате просчетов власти, нет? Пусть попросят у банков. Государство должно отвечать за свои провалы в аграрной сфере.
Добьемся выгод для Молдовы
– Что даст Молдове Ваше председательство в международном конгрессе?
– Во-первых, оказанное мне доверие почетно и ответственно. И я благодарен за то, что предпочтение отдали моей программе, поддержали ее представители всех стран единогласно. Считаю, что мы сможем добиться выгод для молдавского бизнес-сообщества. Жду предложений и от предпринимателей, и от госструктур, и от неправительственных организаций, чтобы разработать план конкретных действий по отстаиванию интересов Молдовы в течение двух лет моего мандата. Это, конечно, в первую очередь, продвижение нашего экспорта, приближение реального сектора экономики к источникам финансирования – так называемым длинным деньгам, доступным, долгосрочным, с низкими процентами – и это в основном не молдавские банки, хотя и их полностью исключать нельзя. Санкции, эпоху которых мы сейчас переживаем, – это воля политиков. Население не виновато. Но поскольку есть хотят все – от обывателя до самых высших чиновников, думаю, мы сможем, выступая, как лобби каждый в своей стране, организовать свободный обмен товарами и услугами. Пусть большие страны делают большую политику, а такие страны, как Молдова, должны делать мудрую политику, быть там, где есть национальный интерес, где востребована ее продукция. Это, повторю, прежде всего СНГ и, главным образом, Россия. Но нельзя и глупо отказываться от активного сотрудничества с ЕС, уходя с его рынков. Нельзя ставить страну перед жесткой дилеммой: или – или. На своем новом поприще я буду продвигать именно такое видение решения проблем.
Елена ЛИТОВЦЕВА.