Хоромы для прокурора
Блюстители закона обзавелись дешевым жильем за счет кишиневцев
Все наверняка помнят недавнюю скандальную историю о том, как господа депутаты пытались купить себе квартиры встолице по смехотворным ценам. Но, оказывается, народные избранники вовсе не изобрели велосипед. Гораздо раньше подобный трюк проделали те, кто призван надзирать за соблюдением законов – прокуроры. Проделали вполне успешно, и уже даже дважды.
Бизнес под видом строительства социального жилья
Как выяснили журналисты телеканала Jurnal TV и Центр журналистских расследований, в 2006 году примэрия бесплатно выделила участок площадью свыше 0,5 га под строительство на ул. Николая Сулака. Здесь строительной компанией Tomailî-Argo был возведен жилой дом на 208 квартир, который в 2008 году сдали в эксплуатацию. Половину квартир в этом здании выделили прокурорам, и приобрели они жилье по льготной цене 270-330 долларов за квадратный метр (для сравнения: рыночная цена квадратного метра, по данным исследования компании Global Property Guid, отслеживающей стоимость жилья в 110 городах мира, в тот год составляла в Кишиневе в среднем 1316 долларов).
Как минимум четверть блюстителей закона, получивших такие недорогие квартиры, уже обладала жильем, о чем они и заявили в своих декларациях за 2006 год. В некоторых документах фигурируют даже по нескольку объектов недвижимости.
А одиннадцать прокуроров, приобретших квартиры в новом доме, и не собирались в них переезжать: после сдачи объекта в эксплуатацию они продали свеженькое жилье. И, надо думать, не по «социальной», а по рыночной цене.
Второй заход
Фокус оказался удачным, и его решили повторить. В 2007 году городские власти, опять же, бесплатно выделили Генеральной прокуратуре в пользование участок под строительство площадью около гектара на ул. Мелестиу в зеленой зоне рядом с парком Валя Трандафирилор. На рынке участок такой площади стоит не менее 30 млн леев. Тут вскоре будет сдан в эксплуатацию жилой комплекс из восьми элитных многоэтажных зданий.
По договоренности с застройщиком Генпрокуратура получит здесь 256 квартир по цене 340 евро за квадратный метр (при рыночной стоимости 750 евро) в обмен на землю. В список тех, кому достанутся эти квартиры, попали самые богатые прокуроры.
Открывает его возглавлявший на тот момент Генеральную прокуратуру Валерий Зубко, прославившийся охотой в заповеднике «Padurea Domneasca». По данным телеканала Jurnal TV, Зубко живет в элитном доме площадью 167 квадратных метров, расположенном в тихом районе столицы, и ездит на джипе стоимостью не одну тысячу евро. Однако все это он не указывал в своей декларации о доходах, когда был публичным человеком. В 2011 году он получил в прокурорском доме трехкомнатную квартиру площадью более 121 кв. м, которая обошлась ему всего в 41 тыс. евро.
В этом же доме квартира досталась и вице-прокурору Кишинева Владимиру Лупу. За апартаменты площадью 93 кв. м он заплатил менее 32 тыс. евро. И это несмотря на то, что уже несколько лет на тот момент проживал в трехэтажном доме, который не указал в декларации.
Ранее он отрицал, что дом принадлежит ему, однако Национальная антикоррупционная комиссия занялась проверкой его имущества. При этом председатель НАК Анатолий Дончу заявил, что узнал о том, что у Лупу есть дом, …из прессы, хотя они живут по соседству.
Четверть прокуроров уже продали недвижимость
Здесь же получил квартиру и Юрий Гараба, который на момент составления списка был председателем Высшего совета прокуроров. До сих пор он занимал должность заместителя генпрокурора. Согласно его декларации о доходах, у него есть три квартиры и автомобиль класса «люкс».
В список получателей квартир попала и Елена Няга, бывший вице-прокурор Буюкан, которую понизили в должности после того, как она продемонстрировала в интернете свой роскошный дом в Страшенах.
Хотя жилой комплекс будет сдан в эксплуатацию только через год, четверть прокуроров, получивших там квартиры за бесценок, успела провести отчуждение недвижимости путем договоров о передаче прав собственности. Среди тех, кто уже сделал это, числится и Николай Китороагэ, начальник Управления исполнения и руководства уголовного преследования Генпрокуратуры.
Квартиры по дешевке получили также Игорь Сербинов, один из замов Зубко, работающий до сих пор заместителем генпрокурора, еще один заместитель генпрокурора Андрей Пынтя, Каролина Викол, сестра бывшего начальника Главной государственной налоговой инспекции, в отношении которого ведется уголовное дело, Владислав Гацан, прокурор в Контрольном управлении уголовного преследования Генпрокуратуры, сотрудники Генпрокуратуры Руслан Попов и Александр Никита (оба они как раз и продали новенькие квартиры в доме по ул. Николая Сулака), прокурор Антикоррупции Всеволод Иванов, прокурор Отдела уголовного преследования Генпрокуратуры Алена Букуч, прокуроры в секторе Чокана Аурел Чокан и Леонид Демидов, прокурор сектора Ботаника Нина Крэчун, ее коллега Людмила Кристалл, прокурор Джульетта Девдер, Ион Дулгеру, и др.
Все по закону
При этом Генеральный прокурор Корнелиу Гурин не видит необходимости инициировать внутреннее расследование и считает, что список прокуроров, которые получили возможность купить квартиры по цене в два раза ниже рыночной, был составлен абсолютно корректно.
«Тут нет и речи о выделении государственных средств, так что каждый человек может иметь и три, и четыре квартиры. В случае каких-либо нарушений при процедуре записи кого-то в ипотечную программу, их могли бы оспорить заинтересованные стороны. На этот счет жалоб не поступало», – заявил Гурин. Однако он делает вид, что не знает: участок под строительство жилого комплекса на ул. Мелестиу столичная примэрия выделила бесплатно. Значит, все жители столицы сделали бедным прокурорам подарок на 30 млн леев (именно такова, как уже говорилось, стоимость участка на рынке недвижимости). Кроме того, по мнению Корнелиу Гурина, члены комиссии, ответственной за составление списка получателей дешевых квартир закона не нарушали и не злоупотребили своим служебным положением. Несмотря на то, что в списке фигурируют имена прокуроров, которые далеко не нуждаются в улучшении жилищных условий, так как уже владеют роскошным имуществом. «У меня не было конкретных доказательств того, что тот или иной прокурор воспользовался общественными благами или нарушил моральные и этические нормы», – пояснил Генеральный прокурор.
Корпоративная солидарность непобедима
Поэтому совершенно логично, что в Генеральной прокуратуре отказались возбуждать уголовное дело против той самой Елены Няга, которая заработала средства на роскошный дом и дворцовую обстановку в нем непосильным трудом на посту директора детского сада. После того, как Национальная антикоррупционная комиссия установила, что Няга предоставила ложные сведения об имуществе, комиссия передала материалы по делу в Генеральную прокуратуру. Однако коллеги экс-прокурора заявили, что констатирующий акт НАК не предусмотрен в Уголовно-процессуальном кодексе как документ, по которому можно было бы начать уголовное преследование. Хотя, как утверждают в комиссии, когда подобные акты не касались прокуроров, уголовные дела возбуждались.
Но корпоративная солидарность непобедима. В общем, Няга отделалась выговором за нарушение норм профессиональной этики и переводом из прокуратуры сектора Буюканы в Транспортную прокуратуру. Более того, Елена Няга решила реабилитироваться и потребовала от НАК аннулировать акт о несоответствиях в декларации об имуществе. Например, у членов НАК вызвала недоумение информация о том, что прокурор купила в 2013 году автомобиль Audi A6 2007 года выпуска всего за 10 тыс. леев. В комиссии отказались аннулировать этот документ, и прокурор решила добиваться своего через суд. Первое слушание по делу назначено на сентябрь.
А вы говорите: реформа прокуратуры…
Елена РОЙТБУРД.