ДОНЕЦК: ЖИТЬ МОЖНО, НО СТРАШНО
Банки грозят записать жителей Донбасса в реестр должников
«Данепошлибы они!!!» — орет мой друг и коллега Руслан Ходыкин в трубку телефона. Он бушует уже минут десять, и его можно понять. Он живет и работает в Донецке, окно его кабинета после артиллерийского обстрела забито фанерой и пленкой, дома жена с двумя маленькими детьми, а тут… банк.
У Руслана квартира в кредите в «Укрсиббанке». Каждый месяц надо платить крупную сумму. В этом — 841 доллар. Платить нужно, но некуда! К понедельнику все отделения «Укрсиббанка» в Донецке были закрыты. Но Руслану начинают названивать вежливые девочки из Киева:
— Оплатите кредит.
— Как? Я в Донецке! Вы понимаете, что это значит?!
— Ну, может, у вас есть родственники в других городах Украины и они оплатят?
— А у вас есть родственники в других городах, которые готовы платить вместо вас по 800 долларов в месяц, зная, что я из Донецка этих денег им все равно не переведу?
Нашей подруге, инспектору отдела кадров, приходит SMS от «Дельта-Банка» с требованием оплатить потребительский кредит, иначе «вы будете внесены в реестр должников».
Отделения «Дельта-Банка» в Донецке тоже давно закрыты. Мы невесело смеемся, и каждый идет заниматься своим делом. Юля — прятать трудовые книжки сотрудников в подвал. Чтоб не сгорели в ее кабинете в случае нового обстрела офиса.
Информация о работающих и неработающих отделениях банков и редких обслуживаемых банкоматах в Донецке на вес золота. Сегодня, например, работают несколько отделений «Ощадбанка», открылся ПУМБ, но закрылся ВТБ. Недалеко от нашего дома есть банкомат «Сбербанка России» — к нему всегда очередь. Еще на нем бумажка — адреса 4 отделений банка, открытых до 16.00.
Рядом заколоченный магазин по продаже элитного алкоголя и, к счастью, еще работающий продуктовый. С понедельника в Донецке закрылась вся сеть супермаркетов АТБ. Их конек — низкие цены на все. Дешевые крупы народ брал именно здесь. Еще работает по сокращенному графику «Ашан», но половина полок не то чтобы пуста, но, например, огромные стеллажи, где раньше были конфеты, заполнены однообразными пачками сухого киселя.
В еще работающих магазинах уходит ассортимент. Больше всего страдают курильщики — фуры с сигаретами начали «отжимать» первыми, соответственно, и их поставки прекратились раньше всего.
А так все красиво — солнечно, малолюдно, чисто. На улицах все время появляются новые билборды ДНР. Дизайн снят с советских плакатов времен войны. Есть рисованные современные дизайны. Наружную рекламу никто не размещает, и старая висит месяцами.
Люди стараются вечером из дома не выходить. Запас продуктов, медикаментов и воды всегда иметь дома. Больницы работают в обычном режиме — врачей пока уехало в процентном отношении гораздо меньше, чем жителей.
Кроме еды и наличных денег в городе очень ценится информация. Причем очевидцев. Информагентствам, пресс-службам и политикам веры нет никакой. Ценится сайт донецкого городского головы — там сухо пишут о сегодняшних и вчерашних обстрелах, местах, где отключена электроэнергия и куда сегодня не ходит общественный транспорт. Еще в Фейсбуке сотни людей в комментариях в группе «Донбасс — это мы!» пишут коротко о том, что слышно вокруг их конкретного дома.
Вчера весь город после 22.00 слышал два самолета над головой — сейчас над Донецком могут летать только военные самолеты. Вот два взрыва слышали не все, а только народ, живущий от площади Ленина до Макеевки. В городе на слух трудно определять места взрывов — мешает многократное эхо от многоэтажек. Тут же всё быстро локализовали — звук шел со стороны мотеля, там, где база батальона «Восток», и со стороны областного ГАИ. В эту ночь стреляли гаубицы, перестрелки слышали в Ленинском, Петровском районах города и, как всегда, вокруг аэропорта. Больше всего пострадавших в Петровском районе Донецка. Три мирные жертвы оттуда. О них сообщил сайт горсовета. О потерях ополченцев никто не сообщает.
В Донецке все очень скептически отнеслись к «штурму города», о котором объявил нардеп Ляшко, и гуманитарному коридору, о котором сообщила пресс-служба АТО.
Ну, с Ляшко все понятно — начались выборы, пошел пиар. Представить себе, что силами батальонов территориальной обороны «Азов» и «Шахтерск» можно взять город, невозможно. В подобных батальонах бойцов от 200 до 300 человек. Даже если всех собрать, недостаточно…
Что касается коридора: АТО предлагает мирным жителям повязывать белые ленточки и идти по дороге мимо Марьинки по запорожской трассе. И никто с 10.00 до 16.00 в двухстах метрах по обе стороны дороги стрелять якобы не будет. Но именно между взятой украинской армией Марьинкой и Петровским районом города сейчас и идут самые ожесточенные бои. Снаряды уже долетают и до вполне благополучного совсем недавно Текстильщика. Поэтому через гуманитарный коридор большого желания двигаться нет.
Пока еще работает железнодорожный вокзал, хоть и с опозданием ходят поезда, автобусы из Донецка пошли на Славянск, Краматорск и курортные Святогорск и Щурово. Свободно ходит транспорт на Мариуполь, Бердянск и дальше.
Можно уехать и можно остаться. Можно, но страшно…
Дмитрий ДУРНЕВ, главный редактор «МК-Донбасс».