Где искать миллиард Ионицэ
Обнаружено местонахождение фирм-фантомов?
Дело на миллиард, о котором мы рассказывали в прошлом номере «МКв Молдове», набирает обороты. Речь, напомним, шла об одиннадцати законопроектах, ответственность за принятие которых правительство взяло на себя, потому что парламент до ухода на каникулы их не утвердил. Аэто, мол, мешает продолжению реформ. Крайнего нашли быстро – председателя парламентской Комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслава Ионицэ, на которого и возложили вину за блокирование документов.
Ни одна из парламентских фракций законопроекты не опротестовала, вотума недоверия кабинету министров не вынесла, и документы вступили в силу. Без малейшего публичного обсуждения.
Клоунада для народа
Ионицэ в долгу не остался и заявил, что обвинения в блокировании – сказка. По его словам, большинство законопроектов прошло обсуждение в возглавляемой им комиссии и могло быть вынесено на рассмотрение парламента. Однако этому препятствовал ряд депутатов правящего большинства, и прежде всего лидер фракции ЛДПМ Валериу Стрелец.
Объяснил обиженный Вячеслав Ионицэ, зачем это было нужно. Потому что в пакете правительственных проектов – не только решения о повышении зарплат бюджетникам, пособий и доплат к пенсиям, выплате компенсаций аграриям, пострадавшим от российского эмбарго, но и меры, якобы направленные на борьбу с коррупцией и реформу юстиции. А эти последние документы открывают фирмам-фантомам путь к миллиардным хищениям из государственной казны. Но, чтобы отвести внимание от такой угрозы, упор делается на повышение зарплат и пособий. И это, по мнению Ионицэ, не что иное, как клоунада.
Кому выгодно?
От каких же законов отвлекают внимание общественности? Взять, к примеру, поправки в Закон об административном суде и Закон о предотвращении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Согласно изменениям, суд получает право блокировать исполнение решения Службы по предотвращению и борьбе с отмыванием денег, которым приостановлена сомнительная деятельность или операция. Для этого решение должно быть обжаловано истцом с выполнением ряда условий, в том числе с указанием «приемлемых и обоснованных причин». А это значит, что у заинтересованных лиц появляется способ вывести из-под контроля «антиотмывочных» органов практически любую денежную сумму, вне зависимости от ее происхождения.
Лазейку для злоупотреблений открывает и новая редакция законодательства о залоге, в которой присутствуют схемы изъятия денег из госбюджета под видом залоговых обязательств. Как поясняют эксперты, закон распространяется не только на банковские залоги. Речь идет о схемах, по которым банки или другие залогодержатели будут отдавать свои залоги на реализацию, например фирмам-фантомам, уклоняющимся от налогообложения. Те, в свою очередь, продают залог, выписывают накладную, и деньги из бюджета идут этому экономическому агенту-покупателю, что уменьшит стоимость приобретенного им залогового имущества.
И, похоже, опасения эти не совсем беспочвенны. На прошедшем во вторник заседании «круглого стола», посвященном ситуации в виноградарско-винодельческой отрасли в условиях продолжающегося российского эмбарго, виноделы говорили о том, что сектор испытывает сильное финансовое давление. Пришло время возвращать долгосрочные кредиты, многие из которых взяты под залог активов винодельческих предприятий. Но отрасль в жестоком кризисе, платить нечем. И если государство не объявит мораторий на продажу банками залогов, недавние изменения законодательства позволят без согласия с экономическими агентами и без решения суда свободно распродать это заложенное имущество. И концов найти будет невозможно.
Прекратить спектакль!
Неожиданная перекличка со всей этой историей обнаружилась в заявлениях посла Германии в РМ Матиаса Майера, завершающего свой мандат в нашей стране. В интервью газете «Adevărul» дипломат отметил: «Политики не должны прятаться, не должны устраивать спектакль на глазах у людей. Люди не настолько глупы, чтобы верить всему. Большинство видит фальшь и потому никогда не проголосует за власть, которая обманывает. Многие политики считают, что народ ничего не знает, но это не так, люди очень хорошо понимают, что происходит в Молдове, видят, как некоторые наживаются, и знают, кто из них коррумпирован. Власть должна быть честной. Если бы я был гражданином Молдовы, я бы, в первую очередь, задумался над тем, чего я хочу от будущих выборов. Я бы хотел видеть правительство, которому я бы доверял, которое никогда не будет обвинено в коррупции, будет прозрачным и говорит правду».
Сказано недвусмысленно. Но у нас к словам европейцев власть прислушивается только тогда, когда ей это выгодно. Но когда речь идет о миллиардах, явно не тот случай.
Елена РОЙТБУРД.