Газета "Кишиневские новости"

Политика

Атака на русский язык

Атака на русский язык
10 июля
13:33 2014

На минувшей неделе в Молдове двумя запретами стало больше.

Молдавский парламент и КСТРсра­ботали практически синхронно: первый принял закон, по сути, за­прещающий показывать в стране фильмы, дублированные на рус­ский язык, второй на полгода запретил трансляцию телеканала «Россия 24». Ито, и другое странным образом приурочилось к подписа­нию и ратификации республикой договора об ассоциации с ЕС.

Бабушка и отмороженные уши

Координационный совет по теле­видению и радиовещанию на сей раз был как никогда «щедр»: для начала по максимуму оштрафовал телекана­лы РТР и РЕН-ТВ и вынес публичные предупреждения каналам TV7 и Prime – «за содержание российских новост­ных блоков». А затем в качестве «ви­шенки на торте» до 1 января 2015 года приостановил ретрансляцию телека­нала «Россия 24» на территории Мол­довы. За то, что, как было проговорено устами главы КСТР Показного, «иска­женно подаёт информацию о событи­ях на Украине, показывая в негатив­ном свете киевскую администрацию, а также представителей ЕС и США».

Разного рода запретительные меры, генерируемые ведомством го­сподина Показного, стали в республи­ке уже почти рутинными. Но, кажется, ещё никогда они не вызывали в обще­стве такой единодушной, уже даже не возмущённой, а раздражённой и брез­гливой реакции. Вот что говорится, например, в заявлении Ассоциации русскоязычных журналистов РМ по по­воду запрета трансляции «России 24»: «КСТР согласился с выводами мони­торингового отчета о том, что новост­ные и информационно-аналитические программы подвергшегося санкциям канала «искаженно подают информа­цию». Вероятно, столь кропотливую работу специалисты КСТР проделали на деньги украинских, американских и европейских налогоплательщиков. Так как молдавские налогоплательщи­ки, на средства которых и существует КСТР, не поручали членам этого госор­гана решать за них, какая информа­ция объективна, а какая искажена. В условиях демократии только свобода выбора определяет границы свободы выражения. Представители публичной структуры РМ и сами взяли на себя роль цензоров от диктатуры молдав­ской демократии, и принуждают к это­му руководителей телеканалов, ко­торых просто ставят перед выбором: либо вырезаете российские новости и аналитику из сетки вещания, либо три максимальных штрафа – и вы после­дуете за NIT-ом…».

Несмотря на грозный тон запретов и демонстрируемую бескомпромисс­ность «позиции», в запрещающих ре­шениях КСТР нет-нет, да и проскаль­зывают ноты довольно смешного и инфантильного фрондёрства: назло бабушке – отморожу уши. Нынешняя распространённость информационных и телекоммуникационных технологий сильно снижает чисто практический эффект от подобного рода запретов. Тем более иллюзорными становятся негативные последствия в политиче­ской и экономической сферах – для самих запрещающих и для всех нас.

Комментируя одновременно ситуа­цию вокруг «России 24» и новый закон, обязывающий молдавские кинотеатры отныне показывать фильмы исклю­чительно на языке оригинала, обыч­но очень корректный руководитель международного пресс-клуба «Со­циальный резонанс» Артур Ефремов буквально сочится сарказмом: «Все 23 года независимости республики молдавскую внутреннюю и внешнюю политику отличает большое количе­ство эмоций, крайне малое наличие прагматизма, временами – идеализм, а временами – идиотизм…

Для меня давно очевидно, что господин Показной – обыкновенный паяц, работающий при этом на опре­делённые политические силы, заин­тересованные в дестабилизации си­туации в стране. Как несомненно и то, что люди, разрабатывающие сегодня подобные законы и принимающие подобные решения, в первую оче­редь тем самым подставляют своих партийных боссов – Лянкэ, Филата, Плахотнюка. Всё это ведь выглядит как неприкрытое желание усугубить и без того непростые нынче отношения между Кишинёвом и Москвой. К сло­ву, на последнем заседании нашего пресс-клуба глава миссии ОБСЕ в Молдове Дженнифер Браш совер­шенно недвусмысленно высказала своё сомнение в адекватности отно­шения молдавской власти к русскому языку в республике.

Останавливая вещание российско­го телеканала, запрещая показ филь­мов с русским дубляжом, власть не только демонстративно плюёт в лицо русскоязычному сообществу Молдо­вы и посольству Российской Федера­ции. Фактически громя единственную в стране сеть кинотеатров «Патрия», законодатели лишают бюджет части налогов, сотни людей – рабочих мест, зрителей – права выбора. Видимо, полагают, что тем самым повышают электоральную привлекательность Коалиции проевропейского правле­ния…»

По самые помидоры

Весьма примечательным пред­ставляется взгляд на складывающу­юся ситуацию человека, доселе не замеченного в особых симпатиях к администрации президента Путина и российским официальным СМИ. Теле­журналистка Наталья Морарь: «Реше­ние КСТР по «России 24» – глупость и провокация. Разумеется, к честной и непредвзятой журналистике этот канал имеет отношение самое мини­мальное (как и NiT в своё время). Од­нако этот факт ни в коем случае не может быть основанием к его запрету. Судьбу «России 24» должен решать только зритель – голосуя кнопкой. И никак иначе. А ещё мне любопытно вот что. Если завтра, условно гово­ря, Россия в качестве ответной меры запретит ввоз на свою территорию молдавских помидоров, возьмётся ли КСТР за их реализацию на внутреннем рынке?»

Лишь дикостью можно назвать то, что «проевропейская» власть, уже со­вершенно не стесняясь и ничего не ву­алируя, при любой возможности пыта­ется подвергнуть обструкции всё, хотя бы отдалённо связанное с понятиями «русский», «российский», «русскоя­зычный». Однако новый молдавский «киношный» закон, по мнению некото­рых экспертов, призван скорее ударить не по владельцу сети кинотеатров Ше­лину и его русскоязычным зрителям, а по Шелину – председателю оппозици­онной Социал-демократической пар­тии. Сам Виктор, впрочем, с этим не согласен: «Нет, речь в данном случае идёт именно об атаке на русский язык в Молдове. Это часть давно ведуще­гося процесса румынизации молдав­ского общества.

Тем не менее, это не отменяет ди­летантскую, абсолютно невежествен­ную суть принятого закона в чисто профессиональном смысле. Нас обя­зали демонстрировать фильмы толь­ко на языке оригинала, с румынскими субтитрами. Значит, мы не сможем показать, например, фильм, снятый в Индии и дублированный для показа в США. Он ведь будет на английском, а не на «языке оригинала»… Люди, принимавшие этот закон, абсолютно ничего не смыслят в киноискусстве, не понимают, что такое 3D, им важ­но, чтобы в молдавских кинотеатрах как можно реже звучал русский язык. Некоторое время назад мы совмест­но с Министерством культуры прове­ли эксперимент. Запускали в прокат один и тот же фильм (с румынскими субтитрами) сначала в оригинале, на английском, а затем с русским ду­бляжом. На оригинал зал неизменно заполнялся не более чем на 0,5 про­цента…

В общем, если говорить совсем просто, законодатели вынуждают нас не оказывать людям профессиональ­ную услугу, а создавать им проблемы. В этих условиях сеть кинотеатров «Па­трия» просто перестанет существо­вать…»

В целом, приходится констатиро­вать следующее. Принятый парла­ментом закон и решение КСТР впол­не соответствуют как общему стилю правления альянса, так и духу уже начавшейся предвыборной гонки. Гораздо хуже, если это ещё и своео­бразно понятый властью «долг ассо­циированного члена ЕС» – повсюду выявлять «имперские амбиции Рос­сии» и защищать «представителей ЕС и США»…

Дмитрий Терехов.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,24+0,37%
EUR19,02–0,06%
GBP22,86–0,08%
UAH0,44–0,10%
RON3,82–0,03%
RUB0,18–1,10%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив