БОЙ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ
На Донбассе ввели военное положение
Выборы президента Украины на онбассе ознаменовались крупными боями в районе донецкого аэропорта. «Силами двух штурмовиков (ползвена) и тремя вертолетами поддержки был атакован аэропорт. Штурмовики пускают тепловушки. По аэропорту было выпущено две ракеты, с вертолетов открыт огонь с НУР(с)ов, штурмовики делают круги с заходом на атаку, над Донецком и шахтой Октябрьская барражируют вертолеты. О потерях пока ничего не сообщается. В аэропорту есть люди» — такие сообщения начали приходить из Донецка в середине дня. В Киеве в это время ЦИК отчитывался об успешно проведенных выборах.
Триумфатор Петр Порошенко прямо заявил, что военная операция на Донбассе должна быть продолжена и даже усилена: «Она должна быть более короткой по срокам, более эффективной, части и подразделения должны быть лучше оснащены, они должны иметь лучшее вооружение и амуницию». А значит, гражданское противостояние продолжится. В этой связи не приходится удивляться, что выборы 25 мая не вызвали на востоке Украины никакого энтузиазма. Восток страны голосование, по сути, проигнорировал. Наверное, 25 мая можно считать днем, когда оказался окончательно зафиксирован развод Донбасса и остальной Украины. Лучшая этому иллюстрация — пустые участки.
В Донецкой области полностью провалились выборы в крупных городах — Донецке, Горловке, Енакиеве, Славянске, Краматорске, Макеевке. В то же время в Димитрове, Доброполье, Александровском, Володарском и Першотравневом районах участки работали. В Мариуполе была открыта большая часть избирательных участков — из 216 работало 202, однако активность избирателей была низкая. Даже по данным украинского ЦИКа, явка недотянула до 20%.
В Луганской области голосование состоялось только в семи населенных пунктах на севере области. Ближайший — в ста километрах от Луганска. Реальная явка очень низкая. По данным Компартии Украины с мест, всего в области работало 286 из 1483 избирательных участков. Наиболее высокий процент явки зарегистрирован в Сватовском районе — около 22%. В остальных — еще ниже.
Не обошлось без провокаций. В райцентре Новоайдар боевики батальона «Днепр» обстреляли автомобиль, который стоял рядом с городским кафе. Погиб водитель машины, 23-летний парень. Рядом с ним была мать, ее в тяжелом состоянии доставили в больницу. Позже приходили смутные сообщения о том, что в том же Новоайдаре колонна украинской бронетехники прорвала позиции ополченцев и двинулась в сторону Луганска. Позже эту информацию опровергли в пресс-центре ЛНР.
Олигарх Ринат Ахметов, который на днях бодро выступил против ДНР, призывал рабочих к забастовке против сепаратизма, не решился даже прилететь в родной город. «Ринат Ахметов в Киеве. В последние дни делал все от него зависящее, чтобы помочь провести на Донбассе выборы. Он должен был прилететь в Донецк проголосовать. Но не смог этого сделать», — рассказала руководитель информационной службы Рината Ахметова Елена Довженко. У резиденции Ахметова вечером в воскресенье собралось около пяти тысяч человек. Митингующие подошли к центральному входу в комплекс зданий. Они скандировали: «Экскурсию» и «Ахметов — враг народа». Но внутрь заходить не стали. В итоге силы военной комендатуры Донецка взяли резиденцию под охрану.
На следующий день ситуация в регионе снова обострилась. На территории ДНР было введено военное положение. Об этом заявил в своем обращении в эфире местного телевидения глава временного правительства ДНР Денис Пушилин. «Главная задача — очистить территорию республики от украинских военных подразделений», — сказал Пушилин.
Нам Денис Пушилин прокомментировал заявление победившего на выборах Петра Порошенко о том, что тот готов к переговорам с Донбассом.
— В цивилизованных странах принято, что новый глава государства вскоре после избрания совершает свой первый зарубежный визит в стратегически важное государство. Так что естественно желание Порошенко приехать в Донецкую республику. Но будут ли ему здесь рады — это большой вопрос. Какое может быть отношение к человеку, который не осудил военную операцию против Славянска, Краматорска, других мирных городов республики? Не осудил тех, кто в Одессе заживо сжег людей? И не только не осудил, но даже одобрил все эти действия. Какой-то диалог с ним возможен только в присутствии посредников, в качестве каковых мы видим Российскую Федерацию. И предметом этого диалога могут быть только два вопроса: об обмене заложниками и о выводе с нашей территории оккупационных войск.
— Вопрос о признании ДНР вы не будете ставить?
— Дело в том, что легитимность самого президента у нас вызывает очень большие вопросы. Выборы были назначены нелегитимным правительством, то есть они фактически незаконные. Мы не будем спешить с признанием результатов этих выборов.
— Проводились ли выборы в ДНР?
— Какие-то тайные участки были открыты, судя по всему. Где-то в аэропорту, под охраной, и то они недолго проработали.
Игорь КАРМАЗИН, Марина ПЕРЕВОЗКИНА.