Гагаузия – не Китай, у нас все друг друга знают
Мэр Комрата, мастер спорта по вольной борьбе, предпочитает политике экономику и ищет инвестиции по всему миру
Гостиную «Московского комсомольца» в Кишиневе на днях посетил кандидат в башканы Гагаузии Николай Дудогло. Он человек известный, и не только в Комрате, где должность мэра занимает третий срок подряд. В поисках инвестиций для родного города и автономии он, наверное, исколесил всю Европу и половину Азии. Николай Дудогло – заместитель президента Союза муниципалитетов тюркского мира, объединяющего более двадцати стран, глава регионального подразделения Демократической партии. В прошлом – спортсмен, мастер спорта по вольной борьбе. Об особенностях борьбы не по спортивным правилам в автономии и республике с гостем беседовал корреспондент «МК».
Демпартия против выхода из СНГ
– Вы идете на выборы башкана как член Демократической партии. Не проще было бы баллотироваться в качестве независимого кандидата?
– Два раза я претендовал на эту должность в качестве независимого. На последних выборах не хватило для победы чуть более половины процента голосов. Сегодня у нас в Комрате сложилась команда единомышленников. Мы смогли найти партнеров, с которыми в случае победы, а в ней сомнений нет, сможем разрешить проблемы, стоящие перед автономией. Да, в качестве независимого кандидата победить легче. Вот только мы думаем еще и о том, что будет после выборов. В Гагаузии было уже много руководителей, которые многое обещали, но ничего не сделали. Для того, чтобы реализовать наши планы, а их громадье, должна быть крепкая связка Кишинев-Комрат. Без команды поддержки от Демократической партии, ее специалистов в области экономики все наши задумки останутся лишь на бумаге.
– Кого Вы считаете своим наиболее сильным оппонентом?
– Надо полагать,это Партия коммунистов. Пока ПКРМ еще не определилась со своим кандидатом. Возможно, это будет депутат парламента Ирина Влах или представитель Народного собрания Гагаузии Георгий Лейчу. Они – достойные люди. Однако есть вопросы к руководству Партии коммунистов, на которые пока так и не получено ответа. Например, придя к власти, ПКРМ подписала с депутатами Народного собрания договор из одиннадцати пунктов. Ни один из них не выполнен. Назову только два: придание русскому языку статуса государственного и объединение страны. В 1994 году мы согласились на автономию потому, что в уложение была введена статья: Гагауз Ери имеет право на отделение от республики в случае потери ею независимости. В 2003 году правящее большинство этот пункт сознательно не внесло в конституцию. Во многом именно по этой причине 2 февраля 2014 года в автономии прошел референдум. Смешно было наблюдать, как коммунисты бегали по городам и селам, агитировали за плебисцит, за нас «переживали», а все можно было решить без шума более десяти лет назад.
– А как разрешить противоречие: Демпартия – за евроинтеграцию, а население автономии – за Таможенный союз?
– Сегодня рано говорить о Таможенном или Европейском союзах. Сейчас обсуждается возможность подписания Договора об ассоциации и свободной торговле с ЕС. Хочу обратить внимание на то, что Демократическая партия не выступает против России. Просто мы должны найти свою модель развития. РФ торгует полезными ископаемыми, у нее огромная территория, если в одном конце неурожай, в другом – его с избытком, можно компенсировать. У нас ситуация совершенно иная. Для того, чтобы поднять экономику, нам нужны европейские технологии. Демократическая партия двухвекторная, мы, к слову, против выхода из СНГ.
– А эта раздвоенность не сыграет с Вами злую шутку?
– Хочу обратить внимание на то, что я буду выдвигаться в качестве кандидата на пост башкана от движения «Новая Гагаузия», которое возглавляю. Оно имеет первичные организации в каждом населенном пункте автономии и объединяет 16 тысяч человек. Между ДПМ и «НГ» образован союз. Получился некий политический симбиоз. Однако в «Новой Гагаузии» есть люди, которые являются членами и других партий, главное – быть патриотом своего края и страны в целом. На предстоящих парламентских выборах мы будем поддерживать Демпартию, а на башканских – она нас. Отмечу, в автономии настроения несколько отличаются от тех, что в центре. Значительная часть населения Гагаузии говорит на русском языке, у многих прорусский менталитет. К России отношение очень уважительное. Являясь членом Демпартии, выступая на Национальном совете, я всегда отстаиваю сохранение добрососедских отношений с Москвой. В любой партии должны быть дискуссии. Это нормально. На то мы и зовемся Демократической партией.
Формузал предал Филата
– Вы как-то заявили, что «некто» превратил автономию в подобие полигона и хочет взорвать всю страну. Можете сегодня назвать имена и фамилии?
– Мы сегодня видим, что происходит в Украине, большинство не желает Молдове такой судьбы. Гагаузия – не Китай, у нас все друг друга знают. Мы видим, что люди, подконтрольные башкану Михаилу Формузалу и председателю Народного собрания Дмитрию Константинову, продвигают идею выхода Гагауз Ери из-под контроля Республики Молдова. Уже рассуждают о создании некоего союза Гагаузии, Одесской области и Приднестровья. Чем не полигон для обкатки бредовых идей? А тут еще в их поддержку выступают и некоторые представители ПКРМ. Знаю личную позицию Владимира Воронина, он против регионального сепаратизма. В канун выборов башкана чего только не услышишь! Ну не надо использовать Гагаузию для того, чтобы перейти с одной должности на другую! Михаил Формузал сегодня – уходящий политик. Чтобы попасть в парламент, он готов идти на все, вплоть до реализации украинского сценария. Многие политики забывают о том, что от них ждут не дестабилизации, не баррикад, а мирного созидания. Наша команда не позволит проводить эксперименты над автономией.
– Михаил Формузал, по Вашей оценке, предал Владимира Филата. Поясните.
– В свое время за лояльность Михай Гимпу наградил Михаила Формузала Орденом Gloria Muncii. Когда Владимир Филат приезжал в Гагаузию, башкан катал его на лошади, подаренной Владимиру Воронину. Тогда он не был противником евроинтеграции, хотя шел к власти в образе пророссийского политика. Многие помнят, как он позировал на предвыборных плакатах с Сергеем Нарышкиным, председателем Госдумы. Прошло семь лет, и Формузал вернулся к тому, с чего начал. Для него сегодня в Кишиневе все – враги.
Полагаю, если ты с кем-то долго работаешь, поддерживаешь его, а потом меняешь курс, – это предательство. Ныне действующий башкан органически не умеет трудиться в команде, если все хорошо – ему плохо. Есть люди-созидатели, а он разрушитель. Сознательно ищет себе врагов. Избрал себе целью для критики, например, Мариана Лупу. Правда, тот на него не обращает внимания, и это Михаила Формузала очень злит.
– Сегодня много говорят о противоречиях между Комратом и Кишиневом. Создали даже специальную комиссию, чтобы разрешить все эти проблемы. Можете назвать несколько из них?
– Конечно, проблемы есть, но они преодолимы. Главное для Гагаузии не политика, а экономика. Необходимо разграничить полномочия. Уверен, все налоги, собираемые в автономии, необходимо в ней оставлять. Не должны мы получать трансферты. У нас забирают все таможенные сборы, а из них бюджет страны строится почти на семьдесят процентов. Зачем одной рукой забирать деньги, а другой возвращать? Регион может быть самодостаточным. Также автономии должна идти и часть грантов, которые получает республика. Мы, как-никак, часть страны. К сожалению, из-за политических склок мы так и не добрались до серьезных вопросов экономики.
Следующая власть будет тоже коалиционной
– Перейдем к ней. Самая большая проблема для юга – это вода…
– Турецкая Республика помогла нам с кредитами. Благодаря им, Комрат и Чадыр-Лунга пользуются питьевой водой из подземных источников. Обошлись эти проекты в 15 миллионов долларов. Несколько лет назад на выделенные Анкарой 7 миллионов долларов в Чадыр-Лунге полностью заменили водопроводные трубы. На очереди два подобных проекта в Вулканештах и Комрате. В рамках Союза муниципалитетов тюркского мира мы готовим для Гагаузии инвестиционный проект на сумму более чем в 50 миллионов долларов. Особо отмечу: сегодня нам доступны не только турецкие гранты. Так, например, Европейский банк реконструкции и развития готов предоставить автономии деньги на развитие инфраструктуры. Надо делать реальные дела, а не заниматься вопросами мировой революции.
– Другая многолетняя проблема – дороги. Они в автономии просто ужасные…
– Давайте признаемся: можно хвалить или ругать руководство страны, но дороги строятся, причем, весьма интенсивно. В бюджете на эти цели для автономии зарезервированы 500 миллионов леев. Через весь наш регион, например, идет дорога на Джурджулешты. Ее строят по самым высоким стандартам. Нам, примэрии, впервые в этом году на капитальный ремонт улицы Третьякова из бюджета республики удалось получить четыре миллиона леев. Европейский банк реконструкции и развития готов финансировать работы на улицах Ленина и Котовского. Символично, не правда ли? Сегодня готовим необходимые документы. Раньше мэрия в основном занималась ремонтом шатровой кровли детских садов, школ, приобретала для них мебель, меняла окна. Теперь не менее ответственная задача – дороги. Благо, руководство страны идет нам навстречу.
– Вернемся к политике. Ваши прогнозы в отношении результатов предстоящих парламентских выборов.
– Уверен: как и сегодня, в законодательном органе будет четыре партии. Они у всех на слуху. Если бы не шестипроцентный порог прохождения, могли бы появиться и новые игроки. Сейчас недавно созданные партии станут «рвать» электорат коммунистов, поэтому они могут набрать голосов меньше, чем в 2010 году. Следовательно, следующая власть будет тоже коалиционной. Что поделаешь. Может быть, в обозримом будущем к власти вновь придет одна партия, которая сможет взять на себя всю ответственность за происходящее в стране.
Александр ТОКАРСКИЙ.