УКРАИНА УХОДИТ В ПАРАЛЛЕЛЬНУЮ ВСЕЛЕННУЮ
России пора признать: того соседа, к которому мы привыкли, больше нет
«Вы не можете не заметить, что практически возле Кремля сегодня проходят демонстрации вподдержку Украины, противПутина и противоккупации. Идут сотни тысяч человек. Они кладут на плечи желто-синие флаги, они поют украинский гимн. Так рождается новая Россия», — когда я услышал по радио эти слова экс-премьера Украины Юлии Тимошенко, я находился, если использовать терминологию Юлии Владимировны, «практически возле Кремля». И я ровным счетом ничего не увидел.
Возможно, вышеупомянутые «сотни тысяч человек» наличествовали в некой параллельной вселенной, в которой живет Юлия Тимошенко и куда мне нет доступа? Очень может быть. И самым грустным, с моей точки зрения, является вот какое обстоятельство. Термин «параллельная вселенная» применим не только к мадам Тимошенко, которая из лидера первого плана превращается в злую пародию на саму себя.
С каждым днем и с каждым часом «вселенные», в которых существуют Россия и большая часть Украины, стремительно отдаляются друг от друга. Географически мы по-прежнему соседи — но не в смысле мироощущения и мировосприятия.
Я далек от мысли, что «партия Майдана» на Украине близка к полной и окончательной победе над своими противниками. О какой такой «победе» в принципе может идти речь? Только о пирровой. Решив буквально применить принцип «выжигать крамолу», нынешние лидеры в Киеве сделали бессмысленным само понятие «единство страны».
«Семена ненависти», которые были обильно посеяны в Одессе, Славянске, Мариуполе и других «горячих точках» Украины, обязательно дадут свои плоды. Отношения между представителями различных регионов и носителями противоположных политических взглядов отравлены даже не на годы, а на десятилетия вперед.
Не светит Украине и появление сильной и стабильной власти в Киеве. Любые новые обитатели правительственных зданий в столице будут еще долго ощущать себя одуванчиками на ветру. «Я не хочу больше нести ответственность за провал революции. Но если страна выберет другого президента, а, собственно, у меня сегодня есть только один конкурент, я думаю, что нам придется зайти на третий круг революции», — если говорить о шансах самой Юлии Тимошенко, то к этому ее заявлению не стоит относиться чересчур серьезно.
Тимошенко в значительной мере «отстала от поезда». Новые «молодые волки» планомерно оттесняют ее в Киеве на задний план. Но в то же самое время заявление «героини» двух прошлых революций — это само олицетворение современного украинского политического менталитета. Демократия — это когда я выигрываю. Если я проигрываю, то у меня есть законный повод взяться за дубинку.
Другими словами, перспективы лидеров Майдана нельзя назвать блестящими. Но в то же самое время я не могу избавиться от ощущения: в событиях на Украине происходит неприятный для России психологический перелом. Силы, символом которых являются головорезы из «Правого сектора», наступают. Силы, которым симпатизируют в Москве, отчаянно обороняются.
Почему так происходит? У меня нет четкого целостного ответа. Есть лишь отдельные мысли. К сторонникам федерализации Украины удалось намертво приклеить ядовитый ярлык «пророссийских повстанцев». Этот ярлык вводит в заблуждение и самым причудливым образом искажает смысл происходящей сейчас на Украине схватки.
Повстанцы с юго-востока Украины воюют не за Путина и вообще не за интересы России. Они воюют за себя, за свою жизнь, за свои права. Но имидж «иностранных агентов» постепенно высасывает из них политические силы.
В любой стране исход схватки левых и правых обычно определяет центр, который склоняется то в одну, то в другую сторону. Куда сейчас склоняются симпатии центра Украины — и в смысле географического понятия, и в смысле колеблющихся групп граждан? Изо всех сил хочу ошибаться. Но мне кажется, что Яценюк, Турчинов, Ярош и иже с ними сумели навязать украинскому политическому центру совершенно ложное видение ситуации. Мол, есть патриоты Украины и есть ставленники России, которые лицемерно кутаются в «шкуру» борцов за свои права.
Если эта тенденция не будет переломлена, то юго-восток Украины останется непокорным, озлобленным, но при этом изолированным и частично находящимся под контролем Киева анклавом. Где все это оставляет Россию? В крайне неудобной ситуации, из которой не просматривается легкого выхода.
Определяться по поводу новой стратегии по отношению к Киеву Москве придется уже очень скоро — после намеченных на конец мая президентских выборов на Украине. Не признать их результат — навлечь на себя новую волну гнева Запада и той части украинского общества, которую сумели убедить в верности тезиса «во всем виновата Россия». Признать — наступить на горло собственной песне и счесть законными такие сомнительные «методы политической борьбы», как сжигание оппонентов живьем.
Не знаю, как Кремль будет выходить из этого логического тупика.
Михаил РОСТОВСКИЙ.