КАК РОЖДАЛСЯ ФАШИЗМ
Самое позорное изобретение моей родины
Каждый год в эти дни мир празднует победу над нацизмом и фашизмом. Не забывать прошлых трагедий является обязанностью любого здорового общества, желающего избежать в будущем аналогичных драм.
Как некоторые европейские страны, Италия внесла большой вклад в прогресс человечества. Например, генуэзцы основали первый государственный банк, а флорентийцы изобрели аккредитивы и казначейские векселя. Наши архитекторы и композиторы придумали оригинальные стили… Список этот довольно длинный, его легко продолжить, просматривая энциклопедию. Но в нем есть как положительные, так и отрицательные моменты. Конечно, самой позорной страницей нашей истории является изобретение фашизма Бенито Муссолини.
Во время Великой Отечественной войны советский народ познакомился с самой разрушительной чертой этой идеологии. Но есть и другие, не менее ужасные. Фашизм можно сравнить с айсбергом, чья самая опасная, невидимая часть находится под водой.
Долгие десятилетия философы, мыслители, политики всего мира пытались дать определение, что же это такое — фашизм. Споры идут до сих пор, и каждый специалист привносит в них кошмар истории и культуры своей страны ХХ века.
В Европе сегодня принято характеризовать фашизм как националистическое, авторитарное и тоталитарное движение, имеющее также революционные и реакционные черты.
Давайте уточним, что все это значит.
По мнению самого известного итальянского эксперта по этой тематике, историка Ренцо Де Феличе, фашизм отличался от предыдущих консерваторских или последующих реакционных режимов умением мобилизовать массы, которые с энтузиазмом должны были участвовать в формировании новой ступени цивилизации. Его миссия заключалась в регенерации нации и создании нового человека. Вот в чем его революционный и тоталитарный характер. Все граждане должны были стать активной частью проекта.
Сразу скажу: наивно думать, что в течение 23 лет (столько существовал режим Бенито Муссолини) итальянцы просто убивали друг друга и разрушали свою страну. Наоборот, некоторые социальные достижения зародились именно в то время. Например, пособия на детей, стипендии для бедных студентов, строительство жилья для народа, рекультивация огромных территорий, победа над неграмотностью — до сих пор итальянская школа базируется на так называемой реформе Джентиле. Объяснение всему этому найти несложно: бывший учитель Бенито Муссолини начинал как революционный марксист-социалист.
В отличие от нацистов, получивших власть через выборы и создание коалиционного правительства, фашисты ее насильственно захватили, совершив «поход на Рим» в октябре 1922 года. Перед теми днями и после них банды наемных хулиганов терроризировали страну и избивали (иногда убивали) инакомыслящих и просто граждан на улицах. Цензура, ограничение любых свобод, особая роль полиции были отличительными чертами идеологии фашизма, который взял под контроль всю политическую и социальную жизнь страны.
Почему так получилось?
Главная причина — последствия экономических кризисов. Из Первой мировой войны Италия вышла плохо. Несмотря на победу, она фактически стояла на коленях. Различные слои общества хотели возвращения порядка после трех лет забастовок, уличного насилия, нестабильности. Сыграл свою роль и страх перед большевизмом.
«Страны, где существуют твердые политические традиции и развитые структуры власти, в таких ситуациях как-либо спасают свою демократию. А другие ползут к авторитаризму», — пишет профессор Генуэзского университета Стефано Монти Брагадин.
Целью авторитарно-консервативных сил, когда те приходят к власти, является исправление последствий несправедливых (в их глазах) событий и восстановление порушенных общественных устоев. Например, испанец Франко или венгр Хорти хотели защитить королевские семьи. Они поначалу отличаются от тоталитарных режимов, так как, например, разрешают хотя бы ограниченный социально-культурный плюрализм, и граница власти понятна гражданам. Но этот рубеж можно перейти, когда дела в стране начинают идти плохо, и начинается поиск внутренних и внешних врагов. Показательно, что логическая последовательность событий в разных странах практически одинакова: восстановление порядка, подъем страны с колен. А когда лидеру, если он долго сохранял свое место, требуется достичь окончательного укрепления режима, — начинаются неприятности, которые оборачиваются трагедиями. Страна снова оказывается в руинах.
Безграничная власть — страшная штука.
Уже с самого начала, то есть с момента завоевания власти, дуче или фюрера представляют народу непогрешимыми. Они как бы воплощают лучшие традиции своих наций. Пропаганда в этом деле сыграла стратегическую роль. Муссолини любил, когда его фотографировали полуголым, без рубашки, на работе в полях. «Итальянский мачо!», «Дуче всегда прав!» — без остановки повторяли фашисты, чтобы это глубоко вошло в сознание народа. Молодая поросль (как ваш комсомол) была воспитана на таких идеалах.
Кроме того, конечно, нужно было деформировать реальность, с выгодой для себя используя исторические мифы. Фашисты обожали славу древнего Рима. Их главный символ — fascio littorio (лат. fasces lictoriae), по-русски «фасции» или «ликторские пучки» — атрибут власти в эпоху римской республики.
Лозунги тоже были суперважны. Муссолини выражался так: «Мне плевать!», «Много врагов — много чести», «Поверить, подчинять, бороться!», «Рим дал цивилизацию миру», «Выиграть! И мы выиграем!».
Итальянцам основательно промыли мозги.
Но на самом деле диктаторы не сверхчеловеки, а обыкновенные люди. (Муссолини любил «гулять». Когда был расстрелян партизанами, он был вместе с любовницей.) Есть у них и другие слабости. Например, чтобы постоянно ощущать и подчеркивать свое превосходство — иметь в окружении только посредственностей, которые никогда не возражают; американцы называют таких yesmen.
…Самый известный итальянский журналист Индро Монтанелли всегда держал на рабочем столе бюстик Сталина. Когда его спросили почему (а он был в юности фашистом, потом от него же и пострадал, потом стал антифашистом и антикоммунистом), то он ответил: «Сталин — восхитительный человек. Он убил больше коммунистов, чем кто-либо другой!»
История показала, что рано или поздно национализм любого типа ликвидирует чужих, а коммунизм (другой тоталитаризм ХХ века) — своих.
Когда Дуче стало скучно (шел 13-й год правления), а общество было накачано фашизмом и надо было уже строить «империю» — как римскую, началась агрессия против других стран. В 1935 году он напал на Эфиопию, потом участвовал в испанской гражданской войне (в гвадалахарском сражении итальянские фашисты и антифашисты убивали друг друга, как и с 1943 по 1945 год во время партизанской войны). В 1935 году международное сообщество одобрило экономические санкции. Их практическим результатом стало то, что итальянский национализм усилился, и Муссолини стал сотрудничать с Гитлером. Под его влиянием в 1938 году Дуче одобрил антисемитский закон. Так Италия стала еще и расистской.
Что касается международной политики, то Муссолини понял: остановить Гитлера невозможно. Фюрер хотел отомстить за унижения Версальского договора 1919 года и дать Германии жизненное пространство на востоке (Lebensraumim Osten), чтобы арийская раса всех победила.
Героический советский народ ценой огромных жертв разрушил его криминальные мечты и идеалы.
Досталось и итальянцам. Сколько страданий выпало на долю семей, главы которых были посланы воевать в СССР! Целые альпийские деревни остались без мужчин. Дети выросли без отцов. Спасибо, Бенито!
Из ушедших на русский фронт почти никто вернулся. Но, как говорится, надежда умирала последней. Итальянцы наивно думали, что наши солдаты нашли себе русских или украинских женщин, которые спасли их от смерти.
Конечно, ничего этого не было. Но — великая мудрость наших народов! — в 1993 году итальянские альпийцы построили детский сад для детей в городе Россошь, где когда-то гибли их предки. «От трагического прошлого к будущему общего сотрудничества», — написано там над дверью.
«Каждый день, а не только 25 апреля (наш День поминовения. — Д.А.), мы должны быть вместе против фашизма и всех его новых форм», — пару лет назад скандировали в Италии во время концерта. Текущий экономический кризис и новые националистические силы, выступающие в разных странах в защиту «традиционных ценностей», и сегодня представляют угрозу свободе. Но будем надеяться, что уроки прошлого чему-то да научили человечество.