Бумаготворческий идиотизм в образовании
Чиновников от образования не интересует, есть ли у учителя время на качественную подготовку к урокам
Сегодня школа стоит перед выбором: учить или отчитываться?
Последнее время наше образование по самую «макушку» накрыл девятый вал отчетности. Нет такого дня, чтобы в школу не поступала очередная «указивка»: срочно сдать очередной отчет, заполнить бланки или другие бумаги, в которых содержатся десятки каких угодно вопросов. Ихотя чиновники всех времен обожали и обожают отчеты, нынче бумаготворческий идиотизм в образовании достиг своего апогея!
Не случайно же, согласно данным опроса, проведенного среди учительства стран СНГ, из десяти самых острых проблем образования, «почетное» третье место отдано чиновничьему бумаготворчеству! А технический прогресс, при всех его положительных сторонах, принес в школы еще одну напасть в виде электронного дублирования бумаготворчества. Об этих проблемах современной школы рассказывает директор Флорештского русского лицея имени Антона Павловича Чехова Ирина Германовна Голубева:
– От отчетов нынче не продохнуть: не успеешь один отослать, как на твоем рабочем столе появляются еще несколько. Я раньше задумывалась над тем, с какой целью нас забрасывают таким количеством всевозможных отчетов. Теперь все поняли, что таким образом чиновники всех рангов стараются обезопасить себя от обвинений вышестоящего начальства в бездеятельности.
Подростки такой-то школы совершили правонарушение? Пятнадцатилетняя школьница занимается непристойными делами? Но, как явствует из отчетов, в данной школе было проведено столько-то бесед о правилах поведения, и гулящую школьницу классный руководитель на дому посещала, – о чем тоже есть отчет, и так далее. Если откровенно, то директоров школ приучают к тому, чтобы на все случаи школьной жизни иметь «справки», потому что по их наличию судят о школе и о работе директора. Представьте: учебный год только начался, а уже к 3 сентября я издала 19 приказов – на все случаи жизни. К примеру, в приказе по отоплению требовалось указать вид топлива и сколько его планируется израсходовать. За год таких бумаг набирается неимоверное количество. Регулярно представляем документы на списание туалетной бумаги, мыла, краски, канцтоваров, классных журналов… А почему мы должны перед кем-то отчитываться, когда школа на самофинансировании и платит за все из собственного бюджета? Я уже не говорю об отчетах, связанных с учебным процессом! И есть опасения, что этот вал бумаготворчества будет только расти, потому что нынче именно по отчетам формируется мнение о школе.
Для того, чтоб пройти аттестацию, учителю надо собрать гору документов и по каждому представить отчет, подтвержденный соответствующим документом. В частности, директор школы обязан письменно подтвердить, когда, на каком педсовете и по какому вопросу выступал данный учитель. Если же педагог принимал участие в республиканском семинаре, то директор обязан выдать ему соответствующий сертификат, подтверждающий это.
Сбор такого пакета документов отбирает у педагога массу времени и здоровья, потому многие отказываются от самой аттестации.
В связи с тем, что Министерство образования приняло новую методологию, связанную с актами насилия над детьми в семье, резко возросло количество писанины, которая ни в коей мере не способствует изменению самой ситуации. Ну и что с того, что не способствует? Зато как в Европе!
Составлять подобные отчеты вменили в обязанность классным руководителям – и, конечно, на общественных началах.
Кроме того, каждый месяц школы должны сообщать в ГУО, какие акты домашнего насилия имели место в семьях. Прилагается целая таблица из многих пунктов, на которые обязана дать ответ школа, хотя для выполнения такой работы существуют общественные фонды, получающие от зарубежных спонсоров немалые деньги.
Надо ли удивляться тому, что учителю просто не хватает времени на качественную подготовку к урокам, на то, чтоб чаще заглядывать в библиотеки, посещать театры, знакомиться с новинками методической литературы? Но, похоже, чиновников от образования подобные вопросы не интересуют.
Майя ИОНКО.