Валерий Лицкай и его тайны
Все худшее в Украине еще впереди. Маховик противостояния будет раскручиваться. Вскоре российские миротворцы будут стоять в восточных областях страны до Днепра
На прошлой неделе в редакционной гостиной «МК» соcтоялась встреча с первымминистроминостранных дел Приднестровья, профессиональнымдипломатом, а ныне экспертомв области международных отношений ВалериемЛицкаем. Он отвечал на вопросы известных молдавских журналистов и общественных деятелей, среди которых были Валерий Ефремов (политолог), Валерий Реницэ (бывший советник президента РМ и генеральный директор информагенства «Молдпресс»), Станислав Выжга (телеведущий канала 21), Артур Ефремов (руководитель международного пресс-клуба «Резонанс»). Гость с первой минуты встречи задал темп и тональность диалога, пообещав быть кратким и точным в ответах. Ему это удалось, хотя диапазон тем оказался весьма обширным. Разумеется, немало говорили о кризисе в Крыму.
США хотели сделать все по-быстрому
– Почему в отношении Януковича все же не были соблюдены Будапештские договоренности от 21 февраля?
– Все достаточно просто. Януковича надо было отстранить от власти. США хотели сделать это по-быстрому, а Россия – плавно. Американцы почувствовали, что у них развязаны руки, и потому бросили в атаку боевиков, как большевики матросов на Зимний дворец. Сам упомянутый Вами Будапештский документ не несет никакой юридической силы. Он подписывался «в присутствии» министров трех стран (Германии, Франции и Польши). А ведь, когда дипломаты берут на себя какие-то обязательства, там пишется «гарант за…» такую-то страну или организацию. Так что команду переговорщиков Януковича попросту «надули».
– Но он договорился с Яценюком и скрепил это соответствующими подписями.
– А кем был Яценюк в тот момент? Что означает его подпись под этими документами? Он ведь визировал договор просто как лидер одной из партий. Следовательно, Будапештское соглашение – бумажка, на которую ссылаются сейчас исключительно ради пиара. На сегодня все распоряжения украинских верхов вплоть до 25 мая (дня выборов президента) – незаконны. Любой украинский военоначальник это хорошо осознает. Поэтому в Крыму ни одна воинская часть даже не попыталась противостоять внезапному вооруженному блокированию их подразделений. Все, кто сегодня отдают приказы, после 25 мая уйдут, а если за это время опять будут погибшие, их «повесят» на военных.
– В Кишиневе повторение «майдана» возможно?
– То, что к власти пришла одна сила, совершенно не означает полной капитуляции другой. Украина была разделена на две части очень давно. За последние десять лет это уже второй «майдан». Сражаются там с переменным успехом. Кто бы в очередной раз ни уселся в кресло правителя, он не объединит нацию на сто процентов. То же самое и в Молдове. Это факт исторический и решить проблему политическими методами нельзя. Поэтому дальновидные политики, видя такой расклад, должны трещину, раскалывающую общество, осторожно заделывать. На такое способны личности, подобные де Голлю. В Кишиневе людей подобного масштаба я не вижу.
Симферополю собственная государственность не нужна
– Возможна ли «приднестровизация» крымской проблемы?
– Создать в Крыму государство можно, но на это потребуется много времени. Приднестровью понадобилось около пяти лет. Процесс этот весьма затратный. Потому-то в Крыму решили просто войти в состав России, и тем самым разом снять все проблемы государственного строительства. Отказываться от такого пути было бы глупо. Да, будет скандал, много крика, но эффект – мгновенный. Поэтому варианта Приднестровья в Крыму не будет.
– Такой блицкриг может спровоцировать военные действия.
– Исключено. Украинская армия небоеспособна. Боевики с майдановской закалкой в крымской степи для Ми-24 – хорошие мишени и ничего более. Ни США, ни европейцы воевать не будут. Помимо всего, есть, полагаю, и некие дипломатические договоренности. Китай как мировая держава поддержал позицию России, Турция сделала то же самое в качестве региональной силы.
В острой фазе кризис в Украине длится уже три месяца. Эксперты за это время уже определились, что необходимо делать! Соответствующие рекомендации президентам давно изложили. Сейчас идет торг относительно того, кто какие территории возьмет под свой контроль.
-Вы не допускаете военного вмешательства НАТО?
– Что такое войска НАТО? США в наземных операциях, где не гарантированны стопроцентная победа и отсутствие потерь, участвовать не будут. Дабы не появлялось аналогий со Второй мировой, немцев и румын посылать нельзя. Остается Польша. Да, у нее неплохая армия. При полной мобилизации наберется 300 тысяч военнослужащих. Этого хватит, чтобы плотно контролировать лишь Западную Украину. Продвижение за Ровно – бессмысленное распыление сил. И кто все это будет оплачивать? А иные риски? Например, российские войска в Калининградской области. Конечно, все худшее в Украине еще впереди. Маховик противостояния будет раскручиваться. В результате российские миротворцы будут стоять в восточных областях страны до Днепра, а миротворцы, собранные со всего мира, займут западные территории.
С назначением Козака ошибочка вышла
– А если попытаться примирить Киев с Симферополем посредством некоего «плана Козака» для Украины?
– В этом никто не заинтересован. К тому же, «план Козака» был очень индивидуален. Да, проект федерализации Республики Молдова принадлежит США. Еще в 2002 году заокеанские дипломаты положили соответствующий документ в Киеве на стол, кстати, к полному изумлению молдавской стороны. Василий Стурза (представитель президента по вопросам приднестровского урегулирования 2000-2003 г.г.), когда его прочитал, весь побледнел и побежал в посольство звонить в Кишинев. Больше в тот день мы его не видели. В следующем году свой проект федеративного устройства представила и Россия. В 2003 году нас всех собрали в Братиславе и ознакомили с этими документами. Взялись даже в рамках совместной комиссии готовить общую конституцию. Мы работали непосредственно с американцами, в частности, с Уильямом Хиллом (глава миссии ОБСЕ).
– И почему же все сорвалось?
– Ошибка была в том, что на приднестровский участок бросили Дмитрия Козака. Он хороший юрист, безупречный администратор, очень решительный человек, но как дипломат – излишне эмоционален и нетерпелив. Это и сыграло свою роковую роль. Он презирал все дипломатические условности. Кроме того, молдавская сторона постоянно держала посольство США в курсе всех событий. Для Вашингтона никаких секретов не было. Козак очень торопился и все хотел быстро подписать, поставив стороны перед свершившимся фактом. Так не делается. Столь сложные документы в дипломатии принято при необходимости делить на части и подписывать по отдельности: что-то сразу, какие-то пункты после дополнительных обсуждений, другие уходят под сукно. Лет через пять Уильям Хилл объяснял мне, что сам текст американцам нравился. Федеративная конструкция возражений не вызывала. Не устраивало то, что Россия оставляла свои войска в регионе, и то, что она являлась страной-гарантом. В итоге американцы даже не стали разбираться, времени было мало. Владимир Путин уже собирался в Кишинев, вот они сходу все и «зарезали».
– У них были столь мощные рычаги воздействия на молдавское руководство?
– Уильям Хилл сказал мне, что решающим фактором был компромат на конкретных высших должностных лиц Молдовы. Я сразу все понял и больше ни о чем не спрашивал.
Кризис в Украине затронет и Молдову, и Левобережье
– События в Украине могут отразиться как-то на судьбе Приднестровья? Вдруг в Киеве вспомнят, что раньше эта территория принадлежала УССР?
– Российских войск в Приднестровье вроде мало, полторы тысячи человек. Однако на левом берегу около 100 тысяч российских граждан. Из них 10-15 тысяч – боеспособные мужики. Оружия на складах достаточно. Силой идти на Приднестровье – бесполезно. Другое дело, что кризис в Украине затронет и Молдову и Левобережье. Хаос на Востоке только начинается, посмотрим, что будет через год. Все закончится или югославским сценарием, или неким подобием махновщины. Сухари пора сушить. Очень пригодятся, когда железные дороги встанут. Румыны не помогут. Если что-то и сделают, то за большие деньги. Думаю, и Кишиневу, и Тирасполю пора создавать совместную антикризисную программу.
– Как Вы оцениваете футбольную дипломатию Филата?
– Поглазеть на футбол или прогуляться на Афон – это удел дилетантов. Дипломатов растят годами. А что мы наблюдаем нынче? Переговоры в формате 5+2 проходят примерно таким образом: все сидят, смотрят на эффектную Штански и забывают, для чего собрались.
– Прошло чуть больше двух лет после выборов нынешнего президента Приднестровья. Следующий лидер Левобережья будет пророссийским или проукраинским?
– У нас смена президента прошла, как замена однотипных препаратов в аптеке. Смирнов мог стулья ломать, давить на силовиков, чтобы те отменили результаты выборов. Ему на все это могли ответить: «Нет». Потому что все люди в генеральских погонах подчиняются Москве. А в первопрестольной решили Смирнова сменить. Он, как ни пытался, так и не смог добиться единовластия. К кому он еще мог обратиться за поддержкой, к народу? У нас баланс сил выстроен на основе трех равных по численности национальных групп. Стоит одной вырваться вперед, две другие объединяются и возвращают ее на место. Ну, а еще в Приднестровье есть 300 «уважаемых людей». Их имена не обязательно значатся среди высокопоставленных управленцев, но, как они решат, так и будет. Даже согласие президента не обязательно. Между прочим, очень неплохая система. Поэтому у нас украинский и российский факторы всегда находятся в определенном балансе.
Молдавские политики за четверть века ничему не научились
– Результаты референдума в Гагаузии к чему могут привести?
– В меморандуме Козака статус Гагаузской автономии поднимался до субъекта федерации. Де факто сейчас регион дорос до этого. И это никакой не сепаратизм, как часто утверждают в Кишиневе. Да, Гагауз Ери мала. Так и в США есть маленький штат Мэн и огромная Калифорния, а права – одинаковы. Местные политики за четверть века ничему не научились. Что просило Приднестровье в 1990 году? Свободную экономическую зону. Не дали. В 1991-м хотели стать Молдавской автономной Советской Социалистической Республикой. Не позволили. Организовали войну. После нее образование федерации было бы лучшим исходом. Пока обсуждали этот вариант, доигрались до полной независимости Приднестровья. В таких вопросах надо действовать с опережением. Это в полной мере относится и к политике центральной власти в Гагаузской автономии.
Александр ТОКАРСКИЙ.