Президент на веревочке
В АЕИ, переименованном в КПП, заранее определили «срок годности» четвертого президента – до 30 ноября 2014 года.
Минувшее воскресенье прошло не только под знаком дня проведения в Крыму референдума. Два года назад, 16 марта, парламентом Молдовы был избран четвертый президент страны – Николай Тимофти. До этого 917 дней в должности главы государства пребывали исполняющие обязанности: Михай Гимпу и Мариан Лупу. Лидер ДПМочень хотел стать президентом и ни на что иное не соглашался. Его не страшил даже вызванный этим политический кризис в Молдове, продолжавшийся более двух лет.
На фоне первых трех президентов – Мирчи Снегура, Петра Лучинского и Владимира Воронина – фигура Николая Тимофти явно теряется. Это и понятно, выдвигался он на высокий пост как фигура компромиссная. Причем изначально он сознательно пошел на ограничение своих конституционных полномочий. Вот цитата из соглашения о создании Альянса «За европейскую интеграцию» от 30 декабря: «Президент страны должен заранее предупреждать членов Совета АЕИ (посредством секретариата) о проектах декретов. Если в течение 5 дней с момента информирования не появятся возражения, президент может принять решение. В случае возникновения возражений со стороны составляющих АЕИ, вопрос необходимо обсудить в рамках Совета АЕИ». Это положение, противоречащее конституции, почему-то бывшим судьей Николаем Тимофти не оспаривалось. С его молчаливого согласия новообразованная структура под названием Совет АЕИ ставит себя выше президента и парламента! Однако четвертый президент готов был на еще большие ограничения. Перечитаем отрывок из дополнения к Соглашению о создании АЕИ от 16 декабря 2011 года: «Длительность мандата Президента Республики Молдова, избранного парламентом XIX созыва, не может превышать длительность мандата парламента XIX созыва. Глава государства должен по собственному желанию подать в отставку в момент истечения срока мандата парламента XIX созыва». В АЕИ, переименованном в КПП, заранее определили «срок годности» четвертого президента – чуть меньше трех лет.
Впрочем, за истекшие два года глава государства отчетливо продемонстрировал, что он не намерен выходить за рамки, отведенные ему КПП. Чаще всего Тимофти молчит. Даже тогда, когда в стране происходят из ряда вон выходящие события. Например, парламентская следственная комиссия предполагает, что президент утаивал информацию об убийстве в заповеднике «Padurea Domneasca». По словам пресс-секретаря, Тимофти о трагедии узнал из газет лишь 6 января, спустя две недели. А вот третий президент Владимир Воронин заверяет, что о подобного рода происшествиях главе государства сообщают незамедлительно, в тот же день.
По инициативе Николая Тимофти судьям подняли заработные платы до заоблачных высот. Однако недавно он вынужденно констатировал, что это не привело к улучшению качества решений, принимаемых судами.
На молдавской награде к 70-летию Победы в Великой Отечественной не будет серпа и молота – символов, с которыми солдаты шли в бой за правое дело. Данную инициативу озвучил как президентскую его пресс-секретарь. Регулярно посещая соседнюю страну, Николай Тимофти утверждает, будто Республика Молдова – второе румынское государство. При этом, будучи в Турции, он жаловался Абдулле Гюлю на то, что гагаузы противятся евроинтеграции. Кстати, к таковым глава государства относит большую часть национальных меньшинств. Из речей президента вывод напрашивается один – все они внутренние враги, противящиеся светлому европейскому будущему Молдовы.
Для Николая Тимофти люди, «назначившие» его на должность президента, – священные коровы. Экс-премьер, председатель ЛДПМ пользуется любым случаем, чтобы это продемонстрировать. На заседание Высшего совета безопасности 3 марта Владимир Филат приехал на «Мерседесе», очень похожем на премьерский. Лидер либерал-демократов даже выступил на заседании, хотя формально является обычным гражданином, не имеющим никаких государственных должностей. По сведениям из разных источников, Владимир Филат потребовал засекретить информацию о состоянии боеготовности молдавской армии. Это тема, разумеется, уже для иной публикации. Однако сам факт того, что бывший премьер, подозреваемый в коррупции, раздает указания президенту и другим высшим государственным чинам, говорит о многом. И не важно, в какую сторону власть провозглашает разворот страны: на запад или на восток. В любом случае уродливая конструкция АЕИ-КПП должна быть демонтирована, а ее архитекторы отправлены в политическое небытие. Ни в Европейском, ни в Таможенном союзе мы с таким руководством не нужны.
Александр ЧУДАК.