Будет ли в Молдове распущена армия?
О том, каким было военное ведомство в период правления коммунистов, можно ли распустить армию и о некоторых тайнах силовиков, рассуждает бывший министр обороны
Сегодня Министерство обороны – разменная монета в играх политиков от Коалиции проевропейского правления. Три правящие партии не могут сторговаться, чей кандидат займет должность главы военного ведомства. При этом под покровом тайны со складов Национальной армии уходят на продажу техника и боеприпасы. В мирное время один за другим гибнут солдаты. Проблем – множество. Опутях их разрешения и о том, какой должна быть молдавская армия, корреспондент «МК» беседует с Валерием Плешкой, министром обороны в 2004-2007 годах, депутатом парламента двух созывов.
– Господин Плешка, а может, решить проблему одним постановлением – распустить армию и все? Зачем она нам?
– Армия – непременный атрибут большинства стран, нравится кому-то данный факт или нет. Задачи перед вооруженными силами стоят самые разнообразные, в современном мире всевозможных рисков множество. Посмотрите, что происходит в Крыму. Считаю, что Российская Федерация поступает правильно, в соответствии со своими геостратегическими интересами. Шумиха, однако, поднялась невероятная. А о заявлениях Траяна Бэсеску, претендующего на часть территории Украины, да и всю Молдову, что-то говорят мало. Чтобы подобного рода намерения однажды не пошли дальше слов, и нужна армия.
– Как же так выходит: армия нужна, а оружие втихаря распродается? В скандале с противотанковыми комплексами, отправленными то ли в Армению, то ли в Ливию, точка так и не поставлена. В ООН Молдову при этом просто пожурили за то, что продавала боеприпасы странам, находящимся под международными санкциями.
– Ко мне в бытность министром тоже обращались с подобного рода предложениями. Хотели отправить в Армению крупнокалиберные артиллерийские снаряды. Как и положено, я сообщил об этом действующему президенту и, конечно, изложил собственную точку зрения. Естественно, нам дополнительные средства нужны, да и неплохо бы склады освободить, но есть одно НО… Могут обостриться отношения с Азербайджаном. Поэтому за два года, пока я был министром, мы не продавали никому и ничего. И как в дальнейшем выяснилось – правильно поступали. Правительство Владимира Филата пошло по иному пути, и до сих пор Коалиция не может разрешить возникшие из-за того проблемы.
– У офицеров Национальной армии не только мизерное денежное довольствие, многие из них еще и без квартир…
– До того, как стать министром, я был депутатом парламента, занимался предпринимательством, еще раньше работал в прокуратуре. В общем, кое-что умею. Например, в 2005 году я был уполномочен правительством реализовать некоторые активы армии. Определили два участка земли в микрорайонах Ботаника и Буюканы общей площадью восемь гектаров. Приобрел их один американский фонд, за что на счет государства поступило 127 миллионов леев. В результате – более трехсот офицерских семей получили квартиры. И заметьте, даже слухов не было о том, будто что-то утаили или присвоили. Все делалось транспарентно. Я ведь пришел в министерство, будучи обеспеченным человеком, мне была интересна сама работа, а не сомнительное обогащение.
– Известно ли министру о том, что молдавский солдат кушает на завтрак, обед и ужин?
– При мне питание было хорошее. Не скрою, многие обращались с просьбой заключить контракты на поставку мяса, хлеба или картофеля. Я всех отправлял в Департамент снабжения. Он проводил при необходимости тендеры. В управление армией надо активнее внедрять элементы, практикуемые в бизнес-среде. Приведу пример. Есть у нас Центр по подготовке специалистов. Там призывники получали водительские права. Обучались на стареньких «Жигулях». Я пригласил лизинговую компанию. Она поставила новые автомобили. В том же Центре обучали не только призывников, но и всех желающих. На вырученные средства были выкуплены машины. Годовой бюджет Центра по подготовке специалистов вырос с 18 миллионов до 80!
– Вы, конечно, знаете, что в прошлом году, предположительно из-за неуставных отношений погибло два военнослужащих…
– При желании проблема решается очень просто. Я как-то пришел в казарму к вечерней поверке. Дал команду раздеться до пояса. Выявил тех, у кого есть синяки. Утром все эти бойцы давали лично мне объяснения. Тут же слух прошел по всей армии, а она у нас небольшая, что борьбой с «дедовщиной» занялся лично министр. Этого было достаточно для того, чтобы прекратились неуставные отношения. При мне военнослужащие не гибли. Или другой пример. В батальоне спецназначения «Фулджер» обнаружились определенные проблемы с дисциплиной. Тогда я назначил командиром парня из их же среды. Построили им спортивный зал, приобрели компьютеры. Они целый день на занятиях в поле, прыгают с парашютами, и для нарушений просто времени не оставалось. Не представляю себе, чем занимается министр, если у него в мирное время за год гибнут по несколько солдат!
– Как Вы оцениваете кадровую политику нынешних властей в военном ведомстве?
– Не буду критиковать уже бывшего министра обороны Виталия Маринуцу. Мне за армию обидно. К моему приходу в ней служило 1332 офицера и 3200 солдат срочной службы. Соотношение – почти два к одному. А после проведения оптимизации и увольнения 200 офицеров секретарь Совета безопасности заявил, что на сегодня в армии менее двух тысяч солдат. Офицеров наоборот – стало больше. Раньше в армии был один генерал, сейчас их не счесть. Есть в структуре Министерства обороны Генеральная инспекция, в бытность мою министром в ней служило пять опытных офицеров. Они проверяли воинские части, выявляли всевозможные нарушения. Сегодня там насчитывается более трех десятков военнослужащих со своим отделом кадров! Зачем? На две тысячи солдат? Под видом модернизации усложнили структуру армии, ввели новые управления по родам войск. Только на них тратится около 10 миллионов леев в год. И еще один немаловажный момент. По закону силовые ведомства не должны возглавлять представители политформирований. Однако экс-министр состоял вначале в Либеральной партии, а затем претендовал на роль лидера в Либерал-реформаторской партии. В итоге в Министерстве обороны оказалось неимоверное количество либералов. Убежден, это ненормально.
– Осенью нас ожидают выборы, как Вы полагаете, кто попадет в новый парламент?
– Прогнозировать – дело пустое. Кто бы мог подумать, например, что в итальянский парламент попадет уличный комик Беппе Грилло, создавший движение «Пять звезд»?!
В 2004 году Михай Гимпу и несколько его сторонников были арестованы за нарушение общественного порядка и препровождены в Центральный комиссариат полиции. Тогда никто ни о нем, ни, тем более, о его племяннике ничего не слышал. Ну а потом вдруг Михай Гимпу становится и и.о. президента, и председателем парламента. Сегодняшний мир очень динамичен и трудно предсказуем. Возможно все.
– Многие из Ваших бывших коллег-министров активно участвуют в политике. А Вы в какой-то форме будете участвовать в выборах?
– Мне и без того есть чем заняться. В минувшем году с несколькими уволившимися военнослужащими реализовали проект по установке котельных, работающих на возобновляемых источниках энергии. Благодаря нам уже более трех десятков школ и детских садов отапливаются специальными брикетами из биомассы (соломы). Недавно построили завод по их производству. Вот от таких реальных дел испытываешь настоящий кайф! Это вам не банки и аэропорты экспроприировать.
Александр ТОКАРСКИЙ.