Газета "Кишиневские новости"

Общество

13 ЗОЛОТЫХ МГНОВЕНИЙ

27 февраля
21:47 2014

Все-таки уникальные они, эти XXII зимние Олимпийские игры. Хотя бы даже тем, что на церемонию закрытия в ночь на 24 февраля мож­но было прийти в джинсах и футболке: полтора года назад в Лондоне — на таких же, но летних — было, уж поверьте, холоднее. Слоган Игр оправдал себя во всем: жара и мороз по коже, как это бывает на всех крупных мировых стартах, ощущение сопричастности… Удались, од­ним словом. А финишный спурт олимпийской сборной хозяев дал за три заключительных дня столько адреналина, что вместе с погасшей чашей огня наступило какое-то опустошение. Не только у наших спецкоров

Давайте не будем возвращаться к глав­ной новости воскресенья: 13 золотых меда­лей у России. Побит рекорд СССР по всем медалям в зимних Играх и повторен успех по «золоту» Инсбрука-1976. Дело в том, что это не совсем корректное сравнение. В Австрии команда СССР взяла больше трети чемпион­ских титулов, сейчас же количество комплек­тов — больше 80.

Интересно то, что в заключительные три дня зимней сказки в Сочи атлеты под россий­ским флагом заполучили едва ли не полови­ну всех высших наград. Как это получилось? «Промазали» с пиком формы, над которым трудились лучшие физиологи и психологи не только из России? Тоже не аргумент: нельзя, скажем, сравнить циклистов, то есть лыжни­ков, представителей биатлона, конькобежцев и шорт-трекистов, с теми же игроками в хоккей или кёрлинг. К примеру, санно-бобслейные представители больше роднятся с фигуриста­ми, где необходимо не столько рассчитывать силы, сколько довести свою подготовку до автоматизма и выполнить упражнение.

Думаю, дело в пришедшей уверенности, которую по микрочастичкам вселяли в своих коллег первые российские призеры. В вере болельщиков, которые даже в день пораже­ния от финнов в хоккейном турнире вели себя корректно. Спортсмены вкатывались долго и вышли на свой уровень, который неодно­кратно доказывали на чемпионатах и Кубках мира.

Александр Зубков, дважды герой Сочи вместе с Алексеем Воеводой, признался, что жертвовал престижными международными стартами, чтобы изучить каждый миллиметр трассы «Санки». Здесь работала целая коман­да специалистов — очень жаль, что имен всех тех, кто поспособствовал победе, мы не узна­ем. Но Зубков и компания, как и Александр Третьяков в скелетоне, как и саночники, усту­пившие лишь «великим и ужасным» немцам, проехали безупречно, по идеальным траек­ториям. Стены помогают? Да. К этим Играм никто не запрещал сборной России подгото­виться лучше соперников.

Саша Легков, лидер лыжной сборной России, не смирился с локальными провалами своей сборной и у коллег из биатлона. Перед стартом эстафеты — позвонил, после финиша (в такой исход не верил никто!) отправил SMS с поздравлениями. Год назад в нашем разговоре Александр признался: в Сочи не пассажиром едет, а за «золотом». А там уж как бог распоря­дится. Бог любит сильнейших. Весь пьедестал России в марафоне — случай уникальный.

Чем ценны последние медали програм­мы? Правильно, их помнят лучше. Сколько ядовитых стрел досталось Союзу биатлони­стов России за эти 17 дней — и не сосчитать. Но выступления в эстафетах совершенно из­менили градус восприятия произошедшего. Если девушки и уступили свой традиционный титул Украине, то молодая мужская сборная прыгнула на «золотой» пьедестал, в то время как Норвегия пережила фиаско.

Виктор Ан полюбился не только за то, что три «золота» в шорт-треке привез. Еще и за внутренний огонек, обаяние, доброту. Можно сказать, шестикратный чемпион Олимпийских игр в составе двух стран заставил Россию по­любить шорт-трек. Даже не заставил. Пока­зал, какое это чудо. Чудо случилось, кстати, в «Айсберге» во время эстафеты на 5000 м, победной для российского квартета, — был побит рекорд в децибелах для крытых поме­щений. Ан, сменивший имя на победное Вик­тор, скоро будет жить в Москве. В свое время весь переломанный экс-герой оказался не нужен родной Корее. Не заслуга ли Союза конькобежцев России в том, что там повери­ли в него? Как и в сноубордиста Вика Уайлда, которого с Россией прежде роднила лишь супруга Алёна Заварзина. Вик после второго «золота» уехал не на встречу с болельщика­ми, а на «скорой помощи» в клинику. Сказал потом: «В Штатах у меня будущего не было. Продолжал бы учиться, занялся бы наукой». Америка, возможно, потеряла великого уче­ного. Россия, где он готовился к соревновани­ям, приобрела великого спортсмена.

В хронике Белой олимпиады в Сочи стра­ница, посвященная мужской сборной по хок­кею, останется белым пятном. Звезды НХЛ и КХЛ съездили на Черное море пассажира­ми… В актив им можно добавить лишь матч с командой США, острый по накалу и в итоге проигранный по буллитам. Все бывает. Но со­вершенно некстати общественность, не изу­чив толком регламента, принялась обсуждать «теорию заговора»: про голкипера Штатов и ворота помнят все. По окончании группово­го турнира стало совершенно понятно, что российской дрим-тим мы не увидим. Зинэту­ла Билялетдинов верил в то, что игроки двух лиг сыграются на подсознательном уровне. А болельщики верили, что наши игроки в со­вокупности выше классом, нежели канадские, финские или шведские. Разумеется, каждый из наших отчаянных парней стремился сы­грать за Россию. Но — в одиночку.

Огорчил женский кёрлинг, в котором ам­биции сборной России после двух побед на чемпионатах Европы сильно возросли. Скорее всего вопрос чисто психологический, иначе откуда берутся детские ошибки в элементар­ных ситуациях? Команда под руководством Томаса Липса строит целые заградительные сооружения из камней, демонстрирует чудо- технику в сложных упражнениях… 9-е место — ну не наш уровень! А вот парни порадовали. Год назад мы и в тридцатку мировую едва вхо­дили, теперь — 7-е место. Парни подтянулись заметно, и это видно по игре.

Утраченные коньки Россия себе обяза­тельно вернет. Конечно, не так скоро, как хо­телось бы. Но, судя по результатам, особенно наших представительниц, начинаешь верить, что когда-нибудь мы бросим вызов оранже­вым голландцам, которые ездят на зимние Игры исключительно ради скоростного бега на овале. У нас здесь не было «золота», не на­шлось пока явной фаворитки уровня Светла­ны Журовой в Турине-2006.

В фигурном катании справедливость восторжествовала. Контрольный пакет на­град — у России. Приятно, что в программе Игр опробован новый вид — командные со­стязания, где по совокупности мы не дали ни­кому шансов конкурировать с собой. Правда, именно здесь зародился скандал с отказом Плющенко, поисками Ковтуна, разделением на два лагеря. Никак не утихнут страсти вокруг Аделины Сотниковой и ее блестящей победы. В виде спорта, где чемпион определяется не по принципу «быстрее, выше, сильнее», так будет всегда, и от этого никуда не денешься.

Прием на высшем уровне

Подводя итоги Олимпиады, мы обычно даем оценку только выступлению команд. Здесь случай особый: первые зимние Игры состоялись в России. Так что начнем с орга­низации и того, как это было.

Чтобы дать эту самую оценку, давайте не будем ссылаться на речь новоизбранного президента Международного олимпийского комитета Томаса Баха. Во-первых, это его первая Олимпиада на высшем посту, во- вторых, такие спичи есть не что иное, как «но­блесс оближ». Нет сомнений, «Сочи-2014» ему понравились. Но для предельно объективной картины мы старались больше общаться с гостями Сочи, будь то коллеги из прессы или болельщики, которые приехали получать удо­вольствие за свои кровные.

«А нас пугали, что здесь будут на каж­дом шагу ощупывать, а все так просто ока­залось» — так говорили немцы и французы и даже один китайский журналист, работающий в Москве. Олимпийский парк, где не только человек с олимпийского ареопага, но и самый обычный фанат единожды (!) проходит анти­террористический досмотр, — прекрасный пример для того, как упростить необходимую в наше время процедуру. «Чистая зона» во­обще журналистам понравилась. Допустим, вы сходили на хоккей, а теперь вам надо на биатлон в горы. Элементарно: идете на оста­новку перед пресс-центром, там дожидаетесь нужного автобуса, загружаетесь в него. Со­трудник службы безопасности приклеивает на двери пломбы. А это означает, что навер­ху, на «Лауре», вам уже не приходится снова вынимать мобильники и мелочь из карманов и проходить рамку.

По компактности Игр Сочи, похоже, впереди планеты всей. Олимпийский огонь посередине, а вокруг него шесть основных арен: «Ледяной куб», «Большой», «Шайба», «Фишт», «Айсберг» и «Адлер-арена». Первые три дня, пока наша братия не освоилась, мы катались на автобусах-челноках вокруг всей Имеретинской долины. Но потом вдруг по­няли, что пройтись пешком гораздо быстрее и приятнее. Впрочем, тут дело вкуса. Срав­нивая с Олимпиадой в Ванкувере 2010 года, работавшие в Канаде как иностранные, так и российские коллеги без сомнений поставили «Сочи-2014» плюс.

Приветливости волонтеров, которая во многом сформировала отношение к Олим­пийским играм, я уже посвятил немало ма­териалов. Но помимо их улыбок и дружелю­бия, на которые первым делом реагируешь, хочется отметить безупречное знание ино­странных языков (включая сложнейшую спор­тивную терминологию) и объективную оценку собственных возможностей. Однажды попал в затруднительное положение, не зная, как попасть на горный объект, и тогда девушка в сине-зеленой куртке по цепочке выяснила у коллег, как мне нужно действовать дальше. В Лондоне-2012 в подобных случаях меня пе­риодически отсылали из пункта А в пункт Б, откуда я возвращался на стартовую точку.

Искренне жаль, если ансамбль олимпий­ских объектов прибрежного кластера не оста­нется таким, какой он есть. Дворцы построены на совесть, они практичны (потоки разделены так, что риск давки исключен) и вписываются в общий ансамбль приморья. У меня здесь есть свои «любимцы»: дворец для кёрлинга, овал для коньков, «Айсберг», судьба которо­го в числе прочих решается. Стало известно, что спортсмены сборных России по разным видам, выступавшие на своих площадках, чуть ли не собирают подписи в защиту арен, которые по первоначальным планам явля­ются сборно-разборными. Президент ОКР Александр Жуков сказал даже, что конькобеж­цы просят перенести свою «Адлер-арену» на высокогорье. Дело в том, что на равнинных катках невозможно устанавливать рекорды и готовиться к крупным соревнованиям.

В работе пресс-центра лишь в первый день возникли проблемы с Интернетом. Как говорится, детская болезнь, от которой изба­виться удалось довольно быстро. Хочу напом­нить, что российская Олимпиада была первой, где точка доступа во Всемирную паутину была абсолютно бесплатной.

Наконец, со всей широтой русской души «Сочи-2014» не скатились до лубочно- матрешечных пошлостей и балалаечек. Это приятно. Не сомневаюсь, гости из числа тех, кто привык мыслить стереотипами, убеди­лись, что по улицам российских городов если и ходят, то исключительно плюшевые медве­ди, а русские не пьют водку стаканами. А если вдруг и выпьют — не швыряют об стену «на здоровье».

Что еще? Ну конечно, эмоции. Яркие, по- хорошему сумасшедшие. Конечно, зачеса­лись глаза в тот самый момент, когда белый олимпийский миша дунул на чашу огня и пламя навсегда погасло. Фейерверк над «Большим», общение с коллегами, разноцветные фонари­ки на шее у каждого из 40 тысяч зрителей на время отвлекли от грустных мыслей.

Олимпиада в Сочи по-настоящему уда­лась. Эти 17 дней мы никогда не забудем.

Дмитрий ЛЮБИМОВ, Адлер — Сочи.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,810,00%
EUR19,11–0,02%
GBP22,27–0,05%
UAH0,450,00%
RON3,84–0,02%
RUB0,190,00%

Курсы валют в MDL на 26.04.2024

Архив