РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА НАЩУПАЛА ДНО
Министерство экономического развития продолжает «радовать» граждан статистическими данными.
В начале декабря прошлого года, например, глава ведомства Алексей Улюкаев уточнил ряд макроэкономических показателей в сторону их пугающего снижения: ВВП должен был увеличиться на 1,3% (в конечном итоге получилось 1,4%), промпроизводство — на 0,1% (после уточнения — 0,3%). При этом производительность труда увеличилась лишь на 1,5%. Рост зарплаты и реальных доходов населения хотя и продолжился, но не так заметно, как это было в предшествующие годы. А тем временем цены на газ и электричество вновь были повышены на 10–15%. Капиталы продолжили бегство, а инвестиции — сокращение. И рубль оказался накануне нового года под сильнейшим ударом.
Тогда я написал колонку под названием «Крах российской экономики» (см. «МК» №26401 от 4 декабря 2013 года). Заголовок обязывающий. Но мне самому казалось, что я все-таки немного утрирую. И действительность меня поправит. Как-никак я не только экономический журналист, но и рядовой потребитель. Реальное и при этом длительное ухудшение экономической ситуации мне, как и всем, ни к чему.
Но, к сожалению, не рассосалось. Про падение рубля (хотя он в последние несколько дней прекратил слабеть и даже немного укрепился) написано уже много. Остается добавить, что практически все эксперты уверены в том, что в марте после известных событий он вновь понесется вниз.
И залогом этому являются свежие данные Минэкономразвития, изложенные в последнем мониторинге социально- экономического развития. Оценка декабря прошлого года просто потрясает: «Рост российской экономики приостановился после роста двух предыдущих месяцев». Для тех, кто не сразу понял, авторы мониторинга поясняют: «Прирост ВВП с исключением сезонного и календарного факторов по отношению к предыдущему месяцу составил 0% против 0,1% в ноябре и 0,3% в октябре». То есть стагнация, о которой, кстати, Улюкаев проговорился еще два месяца назад, теперь налицо. И что еще интересно — по данным Минэкономразвития, темпы хотя и небольшого роста ВВП в предшествующие месяцы неуклонно снижались. А значит, в январе этого года может быть зафиксирован и спад ВВП. Если это будет продолжаться три месяца подряд, то можно уже будет говорить о реальной рецессии. Хотя, конечно, здесь необходимо считать от года к году, а декабрь 2013-го к декабрю 2014-го показал все же 1% роста. Но этот несчастный процент был наращен более благоприятными итогами I квартала прошлого года.
В этих условиях здоровье рубля будет подточено надолго.
Кто виноват? В Минэкономразвития имен и явок не называют. Не их профиль. Но перечисляют отрасли-аутсайдеры. Это продолжающийся спад темпов роста в розничной торговле. Они в декабре были меньше, чем в ноябре. Что особенно странно, когда страна готовилась к Новому году. Это «замерзание» строительства. И серьезный спад в производстве и распределении газа, электроэнергии и воды, который продолжался в прошлом году три месяца подряд. Конечно, декабрь выдался теплым. Но не теплее же сентября? После резкого роста в октябре (почти 22%) в сельском хозяйстве, что, впрочем, объяснялось сентябрьскими ливнями, которые остановили уборочные работы, замедление темпов было отмечено в декабре и в аграрном секторе.
Никто, конечно, не перечислит всех виновников. Это весьма трудное дело. Но ясно, что когда капиталы бегут, а уже в январе набежала половина прогнозных цифр за весь этот год ($15–17 млрд), а инвестиции замораживаются, явно что-то не так в деловом климате страны. Невыгодно вкладывать. И из-за разорительной налоговой системы, и из-за недостаточной защищенности собственности.
Впрочем, это все старая песня. Лет двадцать об этом говорят, но пока без особых последствий.
А вот что совсем уж настораживает — по данным Минэкономразвития, в декабре упали реальные располагаемые доходы населения. Пока только к ноябрю. Но лиха беда начало.
Константин СМИРНОВ.