Кто защитит детей от насилия?
В Молдове может повториться кровавая московская бойня
После известия о страшной трагедии, произошедшей в 263-й московской школе, где вооруженный двумя винтовками десятиклассник расстрелял учителя географии и полицейского, к нам в редакцию звонят многие родители, бабушки и дедушки, другие читатели, которых потрясла бойня, устроенная примерным мальчиком, претендующим на золотую медаль. Все позвонившие хотят получить конкретную информацию о том, как же обеспечивается безопасность детей в наших школах.
Татьяна Твердохлеб, руководитель Муниципального управления образования: «Дети – главная наша забота, но денег нет»
– Начну с того, что в настоящее время только в 20 из 133 доуниверситетских учебных заведений муниципия установлены видокамеры наружного наблюдения – а именно благодаря им можно вовремя заметить, а значит и предотвратить опасность. Сегодня наши школы напоминают проходной двор: заходят все желающие, а сделать это совсем не трудно. Оживленное внимание к этой проблеме наблюдалось после Беслана – но недолго. Нам говорят: чтобы целенаправленно и постоянно решать проблему безопасности детей, у нас нет денег. А когда же они появятся? Шестьсот тысяч леев, выделенных на 2014-й год для этих целей, явно недостаточны. Одно несомненно: стратегия обеспечения безопасности детей должна быть разработана и принята на государственном уровне!
Элеонора Гончар, директор лицея «Юлия Хашдеу»: «Ломают заборы, во дворе школы устраивают стоянку машин»
– В нашем лицее обучается более тысячи учащихся, и каждый из них должен быть защищен от разного рода проходимцев, а то и преступников. Пока же этого нет. Территория нашего лицея, как и других учебных заведений, не ограждена, а когда мы предпринимаем попытки сделать ограждение своими силами, уже на следующий день ушлые молодые люди ломают его, а во дворе устраивают стоянку машин.
Жаловаться на подобное хулиганство – бесполезно, потому что, как известно, за все в школе, в том числе и за безопасность детей, отвечает директор, и только он. Как известно, в европейских и иных странах, в том числе и не самых богатых, каждая школа окружена забором, вход в нее – только по специальным пропускам, и то не во время уроков, а после них.
Павел МАКАРЬ , директор лицея имени академика Сибирского, доктор физико-математических наук: «Дневного охранника в штатном расписании нет»
– Территория наших школ, да и детских садиков, чаще всего напоминает проходной двор. Был же в прошлом году случай, когда двое подонков изнасиловали ребенка в детском саду! Если же говорить о территории нашего лицея, то она открыта со всех сторон. Потому иногда дело доходит и до потасовок. Недавно приходят дети с уроков труда и сообщают, что во дворе лежит какой-то бездыханный мужчина. Мы вызвали «скорую» и выяснилось, что он мертвецки пьян. Когда очухался, естественно, в выражениях не стеснялся. Однажды рано утром два «крутых» парня явились в школу, чтобы «разобраться» с учителем по поводу двойки, выставленной одному из учеников. Да и о чем говорить, когда даже должности дневного охранника нет в штатном расписании!
Лидия Присакарь, директор лицея М.Басараб: «Вахтер, получающий тысячу леев, защитить детей не сможет»
– В нашем лицее вход посетителей, включая и родителей, запрещен до половины третьего дня, то есть до окончания занятий. Родители встречаются с учителями по предварительной договоренности, зарегистрировавшись на вахте. Как показывает жизнь, такие на первый взгляд ненужные формальности, могут уберечь коллектив школы от всяких неожиданностей, в том числе и от самых трагических.
Но в любом случае этой проблемой должны заниматься и на уровне каждого района, города, страны. Кому непонятно, что из вахтера, получающего зарплату в одну тысячу леев, вряд ли получится настоящий защитник детей.
Николай Макаренко, директор гимназии «Галата» (Аэропорт): «Наш главный «полицейский» и охранник – техничка»
– Наша гимназия расположена в центре поселка Аэропорт, ее территория не ограждена. А так как нынешнее подушевое финансирование лишает нас возможности содержать охрану, обязанности главного вахтера и полицейского возложены на техничку. Единственной «роскошью» является кнопка экстренного вызова стоимостью в 540 леев в месяц. А бывает всякое, особенно в темное время суток: компании подвыпивших молодых людей кучкуются вблизи школы, обкуриваются, устраивают разборки – и все безнаказанно. Был случай, когда нашего сторожа избили, а пока приехали полицейские, преступник удрал.
Переворачивают мусорные баки, однажды разбили камнем витрину – всех неприятностей не перечислишь.
Нет сомнений в том, что власть, государство обязаны позаботиться об охране здоровья и жизни детей. Где ей на это взять деньги? Вспомним, какие гигантские суммы пожирает коррупция в нашей стране…
Майя ИОНКО.