Сержиу Мокану: «Филат и Плахотнюк грабят Молдову по схеме, разработанной еще лет десять назад»
Когда откроется тайна об убийстве Сорина Пачу на охоте в заповеднике «Padurea Domneasca»?
Имя Сержиу Мокану вызывает у общественностигораздо больший интереснежели, например, упоминание Николая Тимофти. Сегодня он возглавляет Народное движение под броским названием «Антимафия». Учитель физики, директор школы, был ранен во время Приднестровского конфликта, редактор газеты «Цара», активный член Народного Фронта Молдовы, потом партии «Возрождение и согласие», советник президента Воронина – это все Сержиу Мокану. Какое-то время даже провел на нарах. Это становится уже непременным пунктом биографии для многих из молдавских политиков. Суждения его достаточно резки и неоднозначны, тем они и интересны. Это с подачи Сержиу Мокану общественность узнала об убийстве Сорина Пачу на охоте в заповеднике «Padurea Domneasca». Об этом и многом другом с политиком беседует корреспондент «МК».
– Ваши сыновья около года укрывались в румынском посольстве, опасаясь ареста. Многие думали, что с середины 2009-го, когда такая опасность исчезла, Вы объявите Владимиру Воронину вендетту. Однако «Антимафия» избрала своей целью изобличение Влада Плахотнюка. Здесь что-то еще более личное?
– Я никогда не жаждал крови экс-президента, но простить его не могу. То, что он летом 2009 года посадил меня, – это нестрашно. Однако глава государства давал личное распоряжение упрятать моих детей в тюрьму. Пусть его за это Бог прощает. Признаюсь, моя деятельность в президентуре в качестве советника по специальным вопросам, отвечавшего за связи с Румынией и ЕС, была не вполне лояльной к Владимиру Воронину. По моему глубокому убеждению, именно он создал такой феномен как Влад Плахотнюк и использовал его в своих целях. Мне, патриоту страны, приходилось информировать наших западных партнеров о «внутренней кухне» президентуры, не соответствующей заявленным демократическим нормам. В 2007 году я по собственному желанию оставил работу у главы государства. Тогда и начались проблемы.
– А что, находясь в президентуре, нельзя было имеющимися средствами бороться?
– Я исполнял определенные обязанности. Многие не совсем себе представляют, что такое аппарат президента. Советники по своим темам информируют главу государства и выполняют поступающие указания. Я приступил к работе в 2004 году. С 2006 года стал понимать, что происходит что-то не то. Начал писать запросы, напоминать о взятых нами перед Европой обязательствах. В частности, рекомендовал принять на работу «евросоветников». Владимир Воронин на это все реагировал достаточно нервно. В итоге пришлось уйти. Разумеется, я не мог быть равнодушным наблюдателем и стал выстраивать партию, словом, вновь занялся политикой. И тут же появились проблемы – против меня открыли несколько уголовных дел. Стали преследовать детей. (Сообщалось, что они подрались в ночном клубе. Авт.). После происшествия, когда уже прошло более месяца, сыновей арестовали, хотя до этого никто ими не интересовался. Обвинили в нанесении тяжких телесных травм. Потом выяснилось – ничего такого не было. Но тогда, если бы я все так оставил, не выкрал бы их и не укрыл в румынском посольстве, их посадили бы надолго. Таким образом власть пыталась закрыть мне рот.
– Ныне Вы сосредоточили всю критику на Владе Плахотнюке. Это единственный олигарх, грабящий страну?
– Я сосредоточился на мафии. Ранее ПКРМ была ее составной частью. Сегодня коммунистов не за что критиковать, у них нет возможности воровать. Страна находится под Филатом и Плахотнюком. Они грабят ее по схеме, разработанной еще лет десять назад. В нее лишь включили бывшего премьера, являющегося еще и председателем ЛДПМ. Наибольшие доходы дорвавшиеся до властной кормушки деятели получают от таможни. Ежегодно гастарбайтеры в страну отправляют более миллиарда долларов. Эти деньги в основном идут на покупку бытовых товаров, продуктов питания. Приобретаются они по большей части за границей и облагаются данью. Координирует этот процесс депутат парламента от ЛДПМ Семен Фурдуй. Он слуга двух господ: Филата и Плахотнюка. Также осуществляются поборы с экономических агентов уже на местах через чиновников МВД. Премьер-министр Юрий Лянкэ на подтанцовке у олигархов, он наемный менеджер. Да, еще премьер обслуживает интересы Илана Шора. Это через него прибрали к рукам Аэропорт и «Banca de Economii».
– Крупные предприниматели занимаются не только бизнесом, но и политикой. Утверждают, что по их указке ДПМ пытается ввести смешанную систему выборов. Как Вы относитесь к такой перспективе?
– К счастью, эта система не будет принята. В противном случае в парламенте заседали бы пятьдесят один… Плахотнюк. Депутатов купили бы еще на этапе отбора кандидатов. По моим сведениям, соответствующий план уже был подробно разработан, а на все про все даже заготовлено 30 миллионов евро. Демократам надо серьезно подумать, что делать дальше. Без смешанной системы ДПМ в парламент не попадет. Один из выходов – создать блок с ЛДПМ. Но тогда Плахотнюк окончательно подомнет под себя Филата. Бывший премьер это понимает и пока заявляет: либеральные демократы на выборы пойдут самостоятельно. Не исключаю того, что демократы могут попытаться заключить союз с коммунистами. Осенью минувшего года такой сценарий уже пытались разыграть. Было сильное давление со стороны России. В Москве хотели, чтобы Влад Плахотнюк отдал ПКРМ Первый канал и дал «добро» на возобновление вещания NIT. У него тогда были все козыри на руках, и олигарх верил, что сможет продавить смешанную систему выборов. Поэтому он не пошел на уступки. Убежден: Плахотнюк ничего не понимает в политике, бандитские методы, используемые им, приносят ему только проблемы.
– А есть у нас в стране некая тарифная сетка под выборы? Например, партия тратит энное количество миллионов и получает в парламенте десять мест?
– Такой миф существует. Конечно, деньги нужны. Вот у нас в партии их практически нет. Средства к существованию добываем с трудом. Однако их источники называть отказываюсь. Со временем, когда пройдем во власть, сообщу имена и фамилии. А на предстоящих выборах будем на равных конкурировать с партиями, у которых очень большие деньги. Впрочем, финансы далеко не все решают и могут помочь лишь тогда, когда для политформирования сложилась благоприятная конъюнктура. На последних выборах она была в пользу ДПМ. Теперь же они могут тратить десятки миллионов, но ничего не добьются. Я езжу по селам и вижу, насколько сильна ненависть населения к мафии. Так что этим людям уже никакие деньги не помогут.
– Какие настроения в глубинке, и возможно ли у нас повторение украинских событий?
– Я в политике более двадцати лет, и, знаете, впервые не могу прогнозировать развитие событий в Молдове. Как будто наступил «конец истории». Может произойти что угодно. Люди очень обеднели, и уже трудно предположить, как они себя поведут в тех или иных обстоятельствах. Боюсь, многие вообще не пойдут на выборы. Тем не менее, уверен, что мы сможем мобилизовать протестный электорат, который проголосует за «Антимафию». Если получим рычаги управления в свои руки, первое, что сделаем, – уволим всех судей и прокуроров. По-иному реформировать страну не получится. Очень опасаюсь, что у нас может случиться нечто подобное происходящему в Украине. Давно было понятно, если в Киеве к власти придет «Всадник без головы», страна распадется. Янукович – именно такой человек. Он заигрался в метаниях между Западом и Россией. Потому и довел Украину до такого несчастья. Отмечу: в Молдове люди с разными политическими взглядами, геополитической ориентацией живут в одном подъезде, в одном доме. Они привыкли друг к другу относиться терпимо. В Украине очень сильны различия между западными, восточными и южными областями. Отсюда и опасность распада.
– Вы часто сообщаете журналистам информацию, которая другим совершенно недоступна. Откуда? Чем-нибудь новеньким порадуете? Откроете ли тайну об убийстве Сорина Пачу на охоте в заповеднике «Padurea Domneasca»?
– Очень трепетно оберегаю своих информаторов. По убийству в заповеднике «Padurea Domneasca» работали для меня три сотрудника МВД. Руководство ведомства их усиленно разыскивало, но «вычислить» так и не смогло. Эти люди с большим риском для себя добывали информацию. Приходилось, как какому-то шпиону, встречаться с ними в подворотнях. Если так нас вынуждают поступать после двух десятков лет построения демократического государства, значит, у нас получилось что-то не то. Недавно вновь поступила интересная информация, пока все перепроверяю, надеюсь уже в ближайшее время ее озвучить.
Александр ТОКАРСКИЙ.