ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛОЧКА С ГОЛУБОЙ КАЕМОЧКОЙ
Как из мифа об аномальной зоне в уральской деревушке сделали прибыльный бизнес
Есть в уральской глубинкедеревушка Молебка. В народе больше известная как «М-ский треугольник». Всемирная слава обрушилась на богом забытое место в конце 80-х годов прошлого столетия. И не случайно! Именно сюда приземлялись инопланетные корабли, здесь контактировали с пришельцами практически все местные жители, время на часах в деревне останавливается, а туристы раз за разом проваливаются в потусторонние миры.
Прознав о чудесных аномалиях, народ со всех уголков планеты ринулся в Молебку. Старожилы Молебки поначалу нарадоваться не могли наплыву нежданных гостей — появилось, с кем опрокинуть рюмашку-другую, байки опять же потравить, на ночлег приютить за определенную мзду. Но вскоре подустали селяне от народного любопытства и суеты. И стали рубить правду-матку о том, откуда пошло сотворение мифа о Молебке и кто они — великие комбинаторы, прославившие деревню на весь мир.
Первооткрывателем Молебки считается уфолог Эмиль Бачурин. Именно этот человек в середине 90-х встретил в Молебке невидимку и дал ему прикурить. Вот как описывал те события сам уфолог: «Дело было в лесу, листья под ногами невидимого существа хрустели, ветки прогибались. Потом я услышал голос: «Дай прикурить, в твоем кармане есть папиросы…» Ну я и дал…»
…Подлили масла в огонь современной мифологии два журналиста, чьи имена в то время прогремели на весь Советский Союз.
27 ноября 1988 года. В печать вышла газета «Молодая гвардия». «Аномальная зона» — эксклюзив номера, созданный рукой пермского журналиста Юрия Беликова.
Под заголовком нехитрая приписка — «записки сталкера-фантаста».
Эмиля Бачурина в 80-х годах считали первым контактером с инопланетянами. Это он предупреждал всех желающих посетить аномальную зону, что Молебка просто так никого не отпускает. Сам же Бачурин не раз жаловался, что возвращался из деревни с распухшими ногами, а у его коллег резко подскакивала температура.
Именно Бачурин показал журналистам, уфологам и туристам место, где пробегало- сидело-лежало-стояло инопланетное существо в зеленом комбинезоне. Но как только Эмиль Федорович его окликнул, оно мгновенно испарилось, оставив за собой крупный след с протектором. «Обуви с такой подошвой в Союзе не выпускалось», — со знанием дела доказывал после Бачурин.
Вернемся к статье Юрия Беликова. Вот как он описывал собственные видения в Молебке.
«Около двух часов ночи я проснулся от пульсирующего голубоватого свечения. Свечение как бы дышало. Вдруг все погасло. Ночь… Вооружившись биолокационными рамками, мы исследовали различные аномальные поляны. Крутящиеся в руках металлические рамочки фиксировали свежие энергетические следы эллипсоидной формы. Вечерами я фотографировал окрестности. Позже проявил пленки. На трех кадрах проступили полупрозрачные шары округлой формы. Почти одновременно с проявкой пленки у меня произошло сильное кровоизлияние в глаза».
— Поздравляю, — хвалил журналиста Эмиль Федорович. — Тебя можно считать контактером.
…Лиха беда начало….
Следующим громким материалом на заданную тему разразился корреспондент из Риги Павел Мухортов в газете «Советская молодежь».
Своим репортажем журналист буквально взорвал массовое сознание.
«…Все это происходило на моих глазах и со мной. И это подтвердят еще 40 человек.
…Свидетельство старушки из Молебки: «Видела странных людей без лиц, огромного роста, в черном обтягивающем одеянии». Двое мужчин, косивших в «зоне» сено, заметили человека в обтягивающем же одеянии. Лица существа рассмотреть не удалось — вместо него, как, впрочем, и вместо головы, было нечто непонятное, ведроподобное.
…Часы здесь за сутки убегают вперед или отстают от точного времени… Двигатели колхозных тракторов беспричинно глохнут…
…В начале 80-х из «зоны» ушли все медведи. Коров пастухи не могут загнать попастись в «зону» даже силой — те с ревом несутся обратно. За всю неделю, проведенную здесь, я ни разу не слышал пения птиц….»
В Советском Союзе печатному слову верили. В деревню хлынул поток исследователей, которым было интересно ощутить на себе все эти необычные явления. Сам же Павел Мухортов стал мировой знаменитостью. Его приглашали читать лекции медперсоналу Института медико-биологических проблем. Врачи ему взахлеб верили. В 90-м году решением ГМВК корреспондент был отобран для подготовки к космическому полету. А через 2 года решением МВКК ему была присвоена квалификация «космонавт-исследователь».
Однако сохранились воспоминания людей, которые присутствовали вместе с журналистом в Молебке. Вот что рассказывали коллеги Мухортова: «Я подошел к тому месту, где стояла палатка Паши Мухортова и каких-то девочек. Он сказал: «У меня такое странное ощущение. Вы стоите передо мной и кажетесь зелеными!» Решили мы с Павлом отойти в лес по малой нужде. Он пошел в глубь леса, отсутствовал минут 5–10. Вернулся… И уже потом эти 5–10 минут, которые я его не видел, он описал как момент контакта с инопланетянами!..»
Мы разыскали великого мистификатора того времени Павла Мухортова.
— Это было нечто невероятное, — говорит автор сенсации. — Тираж газеты взлетел за пару недель с 250 тысяч до миллиона двухсот. А мы стали выходить пять раз в неделю! Это был успех!
— Но вы же все придумали?
— После меня многие журналисты ездили в Молебку, чтобы опровергнуть мой материал. Но после тех поездок их жизнь резко менялась — одни становились экстрасенсами и до сих пор лечат народ, другие стали уфологами и парапсихологами, третьи начали писать книги. Все получили от аномальной зоны то, о чем мечтали.
— Вы тоже отхватили кусок славы?
— Людям было интересно поговорить со мной как с соучастником событий. Я собирал полные залы не только в Риге, но и в Москве, Питере, Минске, Одессе и других городах. Кстати, у меня даже появились двойники, которые колесили по стране под моим именем с лекциями про НЛО.
А в 2002 году и Эмиль Бачурин вынужден был признаться, что придумал аномальную зону, чтобы помочь селянам выжить за счет туризма. В последние годы он страшно пил, так как ему стало обидно, что не удалось объяснить людям, что он чувствовал, видел и слышал. Вопросы заезжих журналистов об НЛО оставлял без ответа… И сгорел в собственном доме весной 2009 года в полном одиночестве.
Сегодня десятки уфологов считают себя последователями молебского уфолога.
В Перми я встретилась с человеком, для которого Молебка стала родным домом. Николай Субботин на протяжении многих лет исследует аномальную деревню.
Субботин — мужчина в самом расцвете лет. Женат, дети, личный автомобиль — все как у людей. Так почему же Субботина тянет неизведанное?
— Давайте я вам для начала про такое явление расскажу, как хрономиражи, — закуривает собеседник. — В Молебке можно увидеть события не только прошлого и будущего, но даже те вещи, которые вообще никогда не происходили. Шесть лет назад наши кладоискатели приехали туда по своим делам. Разделились на две команды. Часть ребят осталась у костра, остальные отправились на раскопки. Когда стемнело, копатели сообщили по рации второй бригаде, что возвращаются. До стоянки ехать совсем немного. Однако их не было больше двух часов. Коллеги бросились на поиски заблудившихся. Через несколько километров наткнулись на деревню, которая не была указана на карте. Позже они рассказывали, что у них возникло ощущение, будто они вернулись лет на двести назад. По деревне ходили люди в старинных одеждах, махали руками. Смутило их это, и они вернулись обратно, где их ждали уже давно воротившиеся приятели. На следующий день кладоискатели все вместе рванули на поиски деревни — но уже ничего не обнаружили. Вот теперь вопрос — в какое место и время провалились те товарищи?
— Насколько я знаю, местные жители тоже складывали легенды о родной деревне?
— Каждый житель деревни был очевидцем аномального явления. Но не все их истории придуманы. Я общался со старожилами. Они отвечали так: «Вот мы приезжаем в город и дивимся на ваши дома, дорогие машины. А вы удивляетесь нашим чудесам, к которым мы давно привыкли. Ну летают и летают эти тарелки, ходят инопланетяне — и что? Мы давно на это не обращаем внимания».
— Какие явления Молебки кажутся вам более интересными?
— В Молебке можно услышать такой феномен, как замороженное эхо. Прогуливался я как-то по берегу реки, вдруг слышу — плеск воды, смех людей, подхожу ближе, а там никого нет. Или однажды сидели возле костра, неожиданно рядом раздался звук двигателя вездехода нашего приятеля, который находился на стоянке в трех км от нас. Мы в непонимании. Оборачиваемся — никого. Доехали мы до стоянки, наш друг сидит чай пьет. Движок у вездехода холодный, в ближайший час машину не заводили.
— И все же есть среди ученых скептики, которые с недоверием относятся к вашим рассказам?
— В 2005 году я собрал экспедицию в Молебку. Среди участников нашлось достаточное количество скептиков. Поверьте мне, в этой деревне сознание людей трансформировалось, со всеми из них происходили какие-то странные вещи. Вечером отправились в район аномальной зоны, где обычно шары летают. Сидим, вдруг слышу рядом раскатистые голоса: «А-а-а, бу-бу-бу». По тембру голоса понимаю, что голос принадлежит двум людям — одному лет 50, второму — около 25. В нашей команде людей такого возраста не было. Подхожу к лесу, метрах в 70 диалог идет. Вдруг в 3 метрах над землей зажегся фонарик и висит сам по себе. Повисел немного и куда-то в лес улетел. Потом послышался женский голос… На этом моменте мы ушли, не по себе стало.
Как бы то ни было, в Интернете по- прежнему экскурсии в Молебку пользуются бешеным спросом.
Расценки на общение с инопланетянами — не низкие. Вот рекламный текст одного из объявлений: «В течение полутора суток вы совершите автопутешествие в Молебскую аномальную зону (330 км от Екатеринбурга, 170 км от Перми). Совершите 6-километровую прогулку в центр аномальной зоны, где проведете ночь в экстремальных поисках контактов с Непознанным (вместе с проводниками). 1. Проезд Екатеринбург — Молебка — Екатеринбург — 3000 рублей с человека (группа не менее 10 человек) 2. Возможны индивидуальные туры: 3–4 персоны — 7000 руб. с человека, 1 персона — 10 000 рублей.
Два проводника обеспечивают вашу безопасность в аномальной зоне…»
Ирина БОБРОВА, Пермь — Москва.