Самое страшное – попасть в больницу
Недавно были опубликованы данные исследования, проведенного одной из международных организаций, занимающейся защитой прав и свобод пожилых людей.
При исследовании учитывались следующие показатели: благосостояние пожилых людей, охват пенсионным доходом, социальные связи, физическая безопасность, гражданские свободы, доступность общественного транспорта. Лучше всего заботятся о пожилых людях в Швеции – оценка – 89,9%. В числе лидеров Норвегия, Германия, Нидерланды, Канада, Новая Зеландия, США, Исландия, Япония.
Самые низкие показатели у Пакистана, Афганистана, Танзании.
Так, власти Афганистана заботятся о пожилых людях всего на 3.3%.
Из бывших союзных республик самый высокий показатель у Эстонии, она на 29-м месте. Россия – 77 место, Киргизия – 69-е, Белоруссия – 60-е, Таджикистан – 52-е, Армения – 51-е.
У Молдовы не совсем почетное 74-е место. О том, из каких составляющих складывается само понятие «счастливая старость» в нашей стране, размышляют наши читатели.
Тамара ПОПОВА, совет ветеранов сектора Рышкановка: «Если что-то в одном месте прибавят, то в другом тут же отнимут»
– Начну с приятного воспоминания. Не так давно побывала в Вене. Потрясена! В кафе – одни пожилые люди! Вначале я подумала, что данное заведение специально предназначено для пожилых людей, но, как оказалось, ошибалась. Точно такую же картину можно было наблюдать в любом кафе: тамошние старики могут себе позволить провести целый день в кафе – с внуками, приятелями и с даже любимыми собаками.
И вспомнились мне мои коллеги и наша общая пенсионерская доля.
В ветеранской организации нашего сектора на учете состоят двенадцать тысяч человек, все ее члены – заслуженные и уважаемые люди, трудом которых создавалось благополучие народа. Ну и что?
Нашим, как и другим ветеранам, власть не только ничем и никак не помогает, но, наоборот, отбирает все, что только можно отобрать.
К примеру, меня и тысячи таких же, как и я, пенсионеров лишили возможности, хоть редко, хоть иногда покупать мясные продукты – не потому, конечно, что кто-то нечто подобное запрещает, а по той причине, что мы ведем нищенскую жизнь, так что какое там мясо… Я не в состоянии провести в квартире даже мелкий ремонт – а где на него взять деньги? – не говоря уже об острой нехватке денег на лекарства.
Брать пример следует с Еврейской общины, где каждый пожилой человек не обойден заботой и вниманием – от помощи продуктами и лекарствами и до культурного досуга. Там все делается для людей, а у нас – во имя достижения «слугами народа» собственного обогащения.
Людмила КОРБУТ, заслуженная учительница РМ: «Катиться вниз всегда легче, чем стремиться вверх»
– Согласна с поэтом Эдуардом Асадовым, заметившим в свое время, что «счастья бывают разные». Что правда, то правда, но в любом случае одним из главных условий счастья для пожилого человека являются здоровье и хотя бы минимально обеспеченная старость. Если говорить о себе, то мне грех жаловаться на свое материальное благополучие – оно вполне сносно. И потому я с особым уважением отношусь к тем моим ровесникам и коллегам, которые, несмотря на все их болячки и материальные тяготы, живут насыщенной духовной жизнью: посещают концерты, различные выставки и другие мероприятия, не требующие материальных затрат.
Восхищает меня и то, что, как правило, они не только не жалуются на жизнь, но и в меру собственных возможностей стараются быть полезными обществу и своим ближним.
Уверяю: ряды таких подвижников, моих сверстников не редеют, и это вселяет оптимизм. Но я была бы неискренней, если бы не поделилась своими душевными переживаниями, которые с каждым днем только усугубляются.
Можно ли жить в полной гармонии с собственной душой, когда на твоих глазах разрушается тот нравственный круг, который был главным критерием духовных ценностей общества? Для меня счастье связано и с моей профессией, а нынче в образовании попираются те духовные ценности, которые определяли нравственный уровень общества в течение прошлых десятилетий. Разрушается духовность, а молодое поколение приучают думать только о деньгах. И нет сегодня таких людей – по крайней мере в нашей стране, которых не коснулся бы этот разрушительный по своей сути процесс. А, как известно, кататься вниз всегда легче, чем стремиться вверх.
Аурелия Гор чаг , психолог реабилитационного центра: «Наши пожилые люди боятся всего»
– Счастливая старость… Какое обширное понятие. Оно связано прежде всего с ощущением самодостаточности, безопасности и радости от того, что ты живешь на этой земле. К сожалению, все эти и многие другие, такого же ряда ощущения – не про наших стариков. Наши боятся всего! И не без оснований. Пока не доработали до пенсии – боятся остаться без работы, а значит в итоге и без пенсии. На Западе есть альтернативные варианты получения пенсий, что позволяет будущему пенсионеру не изводить себя мыслью о том, сможет ли он завтра купить себе хлеб или молоко. У нас таковых нет. Взрослые дети? Они заботятся о своих детях и, как правило, лишних денег, чтобы регулярно помогать собственным родителям, у них тоже нет.
Судя по обращениям пожилых граждан в наш центр, пожилые люди Молдовы ощущают незащищенность во всем! И потому многие страдают от депрессий. А самое страшное для большинства из них – попасть в больницу.
– Вам сколько лет, уважаемая? Под восемьдесят? Отправляйтесь-ка домой и принимайте таблетки. Не помогают? А вы хотите, чтоб в ваши годы лекарства и впрямь помогали?
Звонок лечащего врача из больницы:
– Это ваша мама лежит в нашем отделении? По-хорошему советуем: заберите ее домой, потому что у нас и молодым места не хватает.
Борис Иванович Гре чухин , участник Великой Отечественной войны, Единцы: «Слава Богу, что у меня невестка золотая!»
– Я прошел всю Отечественную войну, служил в летных частях, награжден многими боевыми орденами и медалями. Полагаю, что не только я, но и все мои боевые товарищи заслужили хотя бы минимальное внимание со стороны государства и местной власти. Но о нас, ветеранах, не заботятся! У меня была обнаружена аденома. Лечил ее почти три месяца, что обошлось мне в 800 леев. Обратился к местной власти с просьбой оплатить расходы, а в ответ услышал: «Вы уже получали деньги в честь Дня Победы, а больше вам не положено». Вот и все. Три года назад умерла моя жена, я очень тоскую по ней. Хорошо, что мои близкие за мной ухаживают, слава Богу, что у меня невестка золотая. Она меня не оставляет, а еще у меня есть внуки и пятеро правнуков! Вроде бы все хорошо, но ведь многие ветераны совсем одиноки.
Подготовила Майя ИОНКО.