По старым рецептам
Завтра в парламенте на пленарном заседании, если оно состоится, будет повторно рассматриваться проект изменений в Регламент законодательного органа. Это такой внутренний устав, в соответствии с которым народные избранники строят свою работу.
Законопроект разработан депутатами, входящими в правящую Коалицию проевропейского правления. Документ был включен в повестку дня заседания минувшей пятницы. Однако депутаты от Партии коммунистов сорвали его обсуждение, покинув зал пленарных заседаний. Оппозиция расценивает поправки в Регламент, как попытку властей сделать ее безгласой. Насколько верны подобного рода опасения? Изучим законопроект. В рамках парламента достаточно часто создаются следственные комиссии. Таковые, например, два раза пытались разобраться, что же все-таки произошло 7 апреля 2009 года? В законопроекте, вышедшем из-под пера депутатов КПП-АЕИ, предлагается: «В рамках расследования не могут быть вызваны представители судебной власти, прокуратуры и органов уголовного преследования, для предоставления информации, которая может нанести ущерб правильности рассмотрения дел и/или тайне уголовного преследования». Две следственные комиссии, одну возглавлял Владимир Цуркан, другую – Виталий Нагачевский, так и не определились: кто виноват в апрельских погромах. Если вышеозначенная поправка будет принята, то этого уже никто и никогда не узнает. И вообще практику создания парламентских следственных комиссий можно будет прекратить.
Одна из форм борьбы оппозиции с властью – обсуждение повестки дня пленарного заседания. В пику большинству, меньшинство предлагает рассмотреть неудобные для правящей партии или коалиции актуальные проблемы. Даже если их и не включили в повестку, они были озвучены, и обществу о них напомнили. Обычно эта процедура занимает от двадцати минут до часа. Так было всегда. Отныне депутаты от КПП-АЕИ желают, чтобы «Обоснованное требование о внесении изменений и/или дополнений в повестку дня, изложенное в письменном виде, вместе с соответствующим решением передаются председательствующему до начала заседания». Тем самым оппозиции закрывают рот на два замка. При создании как альянса, так и коалиции, одной из составляющих договора было положение: ни одно предложение коммунистов не может быть принято к обсуждению, прежде чем оно не будет рассмотрено на Совете трех партий. Однако чтобы ненароком и на себя любимых не наложить каких-то ограничений авторы поправок предлагают: «По требованию председателя парламента или парламентской фракции большинством голосов, избранных депутатов, некоторые проекты могут быть обсуждены и приняты в срочном порядке». У КПП-АЕИ 58 мандатов, так что они в любое время могут себе позволить без всяких формальностей менять повестку дня.
Статью 88 Регламента хотят дополнить двумя пунктами. «2. До начала процедуры голосования в случае необходимости или по требованию одной из парламентских фракций, председательствующий на заседании проверяет наличие кворума, который должен отвечать конституционным и законным требованиям о голосовании проектов законодательных актов при помощи электронных устройств или подсчета депутатов подсчетчиками. 3. Требование проверки кворума, поступившее от парламентской фракции, допускается лишь в том случае, если большинство депутатов соответствующей фракции присутствуют в зале заседаний». Коммунисты, когда их не устраивал какой-то вопрос, покидали зал заседаний, оставляя там своего представителя. Он требовал проверить наличие кворума, если такового не было, депутаты расходились. Вышеозначенные поправки исключают подобного рода действия. В случае их принятия, в зале может сидеть сорок народных избранников и принимать всевозможные законы. Некому будет потребовать проверить наличие кворума из 51 депутата. Кстати, именно подобным образом Сфатул цэрий 26 ноября 1918 года проголосовал за присоединение Бессарабии к Румынии. Подняли руки за это 36 человек. Всего же в Сфатул цэрий изначально входило 162 депутата. Кворум составлял одну треть, это 54 мандата, но и их не набралось. Возможно, нечто подобное хотят провернуть и депутаты от Коалиции проевропейского правления.
Александр ТОКАРСКИЙ.