Отопительная катастрофа и как с ней бороться
Едва ли найдется житель столицы, довольный работой поставщика тепла – «Те рмокома». Качество услуг, мягко говоря, оставляет желать много лучшего, зато аппетиты… Именно по требованию этой конторы сначала Муниципальный совет, а потом национальное агентство по регулированию в энергетике устанавливали такие тарифы, что абсолютное большинство потребителей справиться с ними не способно. Отсюда массовый переход населения на автономное отопление. Но и с его владельцев непонятно за что пытаются взять 20% той суммы, которую пришлось бы заплатить неотключившимся. Стоит ли удивляться, что накопились многомиллионные долги, образовавшие порочную цепь: потребители должны «Термокому», тот должен ТЭЦ-ам, а они, в свою очередь – «Молдова-газу». При этом сам «Теромоком», как известно, теплоэнергию не производит, выступая лишь в роли посредника.
Десять лет «Термоком» находился в процедуре состоятельности и управлялся кризисным менеджером, назначенным решением суда. Причем срок этой процедуры несколько раз продлевался. Не помогло. Неповоротливый монстр вот-вот готов был уйти на дно, утянув за собой всю отопительную систему – столицы. Что делать с этой проблемой, думали и муниципальные власти, и правительство. И, кажется, придумали. Причем не сегодня.
Еще два года назад правительство утвердило проект реструктуризации термоэнергетического комплекса путем слияния ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и «Термокома». Но, должно быть, этот вариант не согласовывался с чьими-то конкретными кровными интересами, поэтому реализовывать постановление никто не спешил. Однако сейчас ситуация изменилась: со Всемирным банком удалось договориться о выделении под запланированную реформу кредита в размере 30 млн долларов на выгодных условиях. И на последнем заседании кабинет министров вновь принял постановление о слиянии трех предприятий. Вице-премьер, министр экономики Валерий Лазэр назвал это уникальным шансом реструктуризации термоэнергетического комплекса столицы, который Молдова никак не может упустить.
С учетом активов, долгов, в общем балансе нового предприятия доля ТЭЦ-1 составит 12%, ТЭЦ-2 – 85%, «Термокома» – 3%. Потенциальная структура акционеров предприятия выглядит следующим образом: Агентство публичной собственности –96,8%, Муниципальный совет Кишинева – 2,25%, физические лица – 0,95%. Реорганизация, уверен министр, позволит сэкономить миллионы долларов за счет сокращения втрое административного аппарата, создания благоприятных экономических условий для поставки теплоэнергии в столице, уменьшения потерь и решения проблем с долгами компаний.
Правда, соответствующее решение должны принять еще административные советы всех трех предприятий и Муниципальный совет Кишинева, а ему со своей собственностью расставаться, конечно, не хочется. Но в минэкономики настроены оптимистично, тем более, что представителям муниципального парламента обещаны два места в административном совете новой структуры.
Оценив столь решительный настрой на реформу, Всемирный банк решил увеличить сумму кредита с 30 млн долларов до 40 млн. Процесс создания нового предприятия в рамках реструктуризации централизованной системы отопления в Кишиневе должен быть завершен к маю 2014 года. Сокращение, как обещают, коснется только управленческого персонала. Уменьшать число рабочих мест непосредственно на производственных процессах не планируется.
Что ж, реформа – дело хорошее. К тому же практика показывает, что без посредника в вопросе поставок теплоэнергии вполне можно обойтись, как поступили, например, в Бельцах. Там потребители получают теплоноситель непосредственно от ТЭЦ, и все довольны.
Однако есть один момент, о котором Валерий Лазэр упоминает вскользь и неохотно. Кредит придется отдавать, а сделать это можно только за счет повышения тарифов. Министр, правда, заверяет, что будут приняты все меры для отсрочки этого неприятного момента по крайней мере на десять лет. Но это слабое утешение. Во-первых, обещать, как известно, не значит жениться. Кроме того, приговор ведь не отменяется, а просто назначается отсрочка его исполнения. И что-то ничего не слышно о намерении властей обеспечить повышение доходов потребителей, чтобы они смогли выдержать обещанное повышение тарифов. А это значит: политические (и, возможно, не только) капиталы – правительству, а расходы – на наши плечи. Однобокая реформа получается.