Глупцы «в законе»
К сожалению, большая часть населения любой страны не может определить, способен ли тот или иной человек стать достойным государственным мужем, радеющим за интересы народа больше, чем за свои личные. Вот и вершат судьбу страны нами же делегированные горе-избранники. Только смеясь (порой сквозь слезы) над принятыми ими решениями, не стоит забывать, что хихикаем-то мы над собой.
На родине демократии, в античных Афинах, все свободные граждане мужского пола были депутатами. Стольких великих людей они обрекли на смерть и изгнали за пределы города, столько раз из-за своего скупердяйства разрывали договоры и объявляли войны! Результат печален – государство исчезло, саморазрушилось. Одни из родоначальников современного парламентаризма англичане сочинили множество глупостей, например: запрещается умирать в здании законодательного органа. Американцы не отстают: не разрешается поить рыбу алкоголем. Из того же ряда несуразностей – отказ молдавского парламента распределять мандаты среди партий, победивших на выборах, согласно формуле д`Онта. Раньше проценты, полученные не прошедшими избирательный порог политформированиями, делились между фракциями по результатам голосования. Михай Гимпу заявил, что это несправедливо и недемократично. Тут же нашлись два академика, которые это подтвердили. Не долго думая, партии альянса приняли закон, позволяющий проценты, подлежащие перераспределению, разделить поровну. Из-за этого сложилась ситуация, при которой партия, едва преодолевшая избирательный барьер (4%), к первоначально имеющимся четырем мандатам получает дополнительно еще четыре. А партия, набравшая 50% (ПКРМ), приобретет дополнительно пять мандатов. Это «справедливость» по Гимпу! В той же Португалии, куда наши сограждане бегут от «либеральной демократии», в парламенте применяется именно формула д`Онта, которая так не понравилась Михаю Гимпу. В среде политологов предложение главного либерала получило название «формула Робин Гуда».
В Японии, в двухпалатном парламенте 727 народных избранников при населении 127 333 002 человека. Выходит, один депутат представляет около 176 тысяч избирателей. Судя по состоянию экономики Страны восходящего Солнца, законодатели там трудятся эффективнее наших. В Молдове нагрузка на население куда больше – 1 депутат на 34,6 тысячи. Отдача же на несколько порядков меньше. В Панаме численность населения почти равна нашей – 3 405 813 человек. А вот в Национальной ассамблее всего 77 мест. Зато у них есть Панамский канал, приносящий немалые доходы, кокаин, а также хороший климат, позволяющий не думать об отоплении жилья зимой. Могли бы с таким счастьем позволить себе и 200 депутатов. Не хотят. Мало кто знает, но самым старым парламентом современного типа является не британский, а исландский, он работает с 930 года и называется Альтинг. В нем заседают 63 человека. Пожалуй, для населения в 319 756 человек это роскошь, но вполне допустимая: по уровню жизни Исландия входит в первую тройку ведущих стран. Глава государства на острове избирается прямым голосованием. В Молдове желающих стать президентом уже на начальном этапе отсеивают сотнями. А вот там, за Полярным кругом, с наполеонами напряженка. Избрали Олафура Рагнара Гримссона на этот пост в 1996 году. Занимает он его уже четвертый срок. И знаете, почему? Никто из исландцев уже 12 лет не хочет быть президентом. Приходится автоматически продлевать полномочия ныне действующего. Если бы кто-то предложил, исландцы бы и свой парламент до 10 человек сократили.
У нас в стране есть экспортный товар, который по достоинству никем не оценен, – это кандидаты в президенты. А если их отправить гастарбайтерами-политиками в Исландию, а взамен нам селедку бочками? В Рейкьявике наладится активная политическая жизнь, а в Молдове, наконец, будет исполнено обещание правительства двухлетней давности: ликвидировать монополию на поставку в республику рыбы.
Александр ТОКАРСКИЙ.