Президент Молдовы объяснил, почему Плахотнюк хочет вернуться
Глава государства развивает традицию ответов на вопросы граждан в режиме онлайн.
В своем еженедельном видеоблоге «Президент отвечает» Игорь Додон не только говорил о волнующих граждан страны вопросах, но и, выполняя свое обещание, вновь позвонил по одному из присланных ему телефонных номеров. Глава государства пообещал жительнице Флорештского района помощь в решении ее проблемы.
О протестах комбатантов
– У граждан Молдовы есть право на свободу самовыражения, в том числе, путем проведения протестов, однако силовое проникновение в госучреждения и блокирование целого города недопустимы. В городе миллион жителей, а улицы были перекрыты. Мы понимаем жалобы ветеранов. Хочу отметить, что премьер-министр нашел правильный выход из ситуации. Были разные идеи: чтобы полиция применила силу и т д. Мы этого не допустили. Премьер встретился с ветеранами, нашел решения, некоторые уже применяются. Давайте так: если хотите протестовать – выходите спокойно. У всех есть право на свободу выражения, но не нарушайте закон. Неправильно, когда несколько сотен или тысяч граждан ставят в трудное положение несколько миллионов граждан. Если бы ветераны – 100, 200, 300 человек, которые были ядром этого протеста, – пришли в Совет под руководством министра обороны, решения нашлись бы там. Думаю, кто-то пытался использовать ветеранов в своих политических целях. Целью было дестабилизировать ситуацию. Зачем? Это очевидно. В нынешнем году – президентские выборы. Кто-то хочет дестабилизировать ситуацию. Хочу выступить с призывом ко всем гражданам Молдовы: не позволяйте использовать себя в чьих-то политических целях. Хотите что-то обсудить – я много раз говорил, что президент готов вас принять. Премьер-министр открыт, парламент тоже. Давайте обсудим и найдем решения.
– Некоторые уже поспешили объявить о своем участии в выборах. Почему? Думаю, здесь все ясно. Есть огромное давление, в том числе из-за рубежа, чтобы на правом фланге все снова поддержали Майю Санду. Теперь, видно, Плахотнюк хочет вернуться, чтобы объединиться с Майей, Pro Moldova, Шором и другими. Хотят создать коалицию против правительства. Я пока не принял решение, буду ли участвовать в выборах, определюсь ближе к осени.
О возможных внеочередных парламентских выборах
– Я уверен: в нынешней ситуации стране не нужны досрочные парламентские выборы, и их всеми возможными способами нужно избежать. Недавно слышал, что Санду хочет досрочных парламентских выборов. Если не успеет в ближайшие месяцы, то сразу после президентских выборов. То есть, если Санду станет президентом, она сразу распустит парламент. Кому это нужно? Моей целью всегда были и остаются добрые поступки для граждан, тогда как у других, как видно, совсем другие помыслы. Даже на этой неделе были заявления: все ставят себе целью выступить против Додона. Не лучше ли стремиться сделать что-то для людей? Зачем они выступают против кого-то? До сих пор были против Плахотнюка. Теперь Плахотнюк хочет вернуться, чтобы объединиться с Санду, Pro-Moldova, с Шором и другими. Хотят создать коалицию против правительства. Но, может, нужно выступать за что-то, а не против?
Именно поэтому руководство ПСРМ решением Республиканского совета партии получило мандат вести переговоры для обеспечения стабильного управления, которое может выполнить с максимальной эффективностью программу деятельности до 2023 года. В Партии социалистов считают, что только стабильное управление позволит внедрить социальные проекты, которые принесут большую пользу гражданам. В основе возможного будущего политического альянса будет находиться то же политическое соглашение, подписанное Партией социалистов и Блоком ACUM – документ, одобренный обществом и международными партнерами. Считаю, что граждане должны знать, что дальше – официальная коалиция или досрочные выборы. Если ДПМ готова подписать – подпишем и будем двигаться дальше. Если не готова подписать, и я вижу все больше тех, кто говорит в парламенте, что хочет досрочных выборов…Я хочу их спросить: вы уверены в этом? Потратим еще 70 млн леев из бюджета, пойдем на досрочные и социалисты возьмут 55-60 мандатов, а некоторые, вроде группы Pro Moldova, вообще в парламент не попадут. И что вы тогда будете кричать?
О внешней финансовой помощи
– Этот вопрос активно обсуждается: нужна ли нам внешняя помощь, есть ли у нас собственные ресурсы? На днях премьер-министр сообщил, что в Национальный публичный бюджет за два месяца поступили на 1,2 млрд леев больше, чем в прошлом году. Это значит, что экономика функционирует, и дела идут хорошо. Конечно, не так хорошо, как нам бы хотелось, но все-таки – несмотря на все вызовы и попытки дестабилизировать ситуацию. Что касается внешних займов – это может быть финансовая поддержка в виде грантов или кредит с Востока или с Запада. Я только что побывал в Брюсселе, где общался с внешними партнерами, встречался с королем Бельгии и другими официальными лицами, в том числе с еврокомиссаром по политике добрососедства и расширению Евросоюза, ответственным за отношения с Республикой Молдова. Их позиция ясна: они готовы помочь финансово, но у них есть к нам требования. Кстати, оценка, которую проводит Брюссель сейчас, – это не оценка правительства Кику. Они проверяют и оценивают, как выполняли обязательства кабинеты министров с 2017 года, что сделали правительства Филипа и Санду. И у них возникли вопросы: почему не выполнено то или другое. Главный вопрос – о краже миллиарда. И они правы. Почему нет прогресса в расследовании, почему никто не сел в тюрьму, почему не возвращаются деньги? Мы остаемся на прежней позиции. Я объяснил в Брюсселе: прокуратура до прихода господина Стояногло занималась по большей части созданием мыльных пузырей. Большинство дел, открытых по факту кражи миллиарда, были распределены по ста направлениям так, чтобы не было никакого результата, в пользу Шора и других, замешанных в этом преступлении. А сейчас, когда этим вопросом занялись серьезно, видите, как они задергались – и Шор, и Канду, все. Почему они атакуют меня и других? Это ясно. Потому что у нас другой подход к делу. Вы уже видели и скоро увидите еще: контролирующие органы примут конкретные меры, о которых мне сообщили в Высшем совете безопасности. И это не только ответ внешним партнерам, хотя для Брюсселя это главное условие. Это ясный внутренний сигнал всему обществу.
Теперь о российском кредите. Мы договорились о том, что первый транш составит 200 млн евро на десять лет, по выгодной ставке – не более 2%. Эти деньги будут использоваться только для ремонта дорог. Переговоры уже практически завершены, думаю, что в ближайшие несколько недель мы получим эти средства.
О санкциях для недобросовестных подрядчиков
– До сих пор многие проекты в Молдове выполнялись абы как, для галочки. У нынешней власти будет совершенно другой подход. Правительство настроено решительно: если сделано некачественно, экономический агент не только не сможет участвовать в тендерах, но и вернется и все переделает. Это касается и программы ремонта дорог, и канализации, и освещения и т. д. В нынешнем году мы выделили большие деньги на инфраструктурные проекты, запущенные по инициативе президента. Не хочу, чтобы эти деньги пустили на ветер или прикарманили. Если не хотят работать – будет независимый аудит при приеме работ, до которого денег никто не получит. Если фирма получила аванс и не сделала, как надо, она попадает в черный список и не сможет больше участвовать в тендерах. Блокируем счета и возвращаем деньги. Аванс – 20-30%, а остальное выплачиваем, когда подтвердится, что работы выполнены качественно. Это касается всех инфраструктурных проектов. Не исключаю, что для проектов, сделанных абы как, мы введем отдельную рубрику, чтобы вы могли сообщать мне напрямую, если столкнетесь с некачественными работами на местах.
Об оповещении граждан в чрезвычайных ситуациях
– Мне кажется удачной внедренная правительством система оповещений, посредством которой многим гражданам страны были разосланы сообщения с предупреждением о ситуации с коронавирусом. Считаю, система срочных оповещений – это хорошо, поскольку это предусматривает диалог правительства и граждан, которого до сих пор не было. Кто-то предложил отправлять предупреждения о чрезвычайных ситуациях, погоде, наводнениях. Думаю, это правильно. Я предложу правительству рассмотреть этот вопрос – чтобы было не только, как сейчас, с коронавирусом, а чтобы постоянно информировать граждан. К примеру: на этой неделе ожидается жара, дожди или снег. Это нужно, помимо сообщений для прессы, чтобы люди понимали – правительство о них заботится. Так что я согласен: это был хороший опыт, его нужно взять на вооружение.
О том, как кто-то пытается делать шоу
– Инициатива распечатать поминальники для моей семьи в форме книги исходила не от меня. Я понимаю, что многие из вас редко бывают в церкви. Это личное дело каждого, я никого не обвиняю. Но в любой семье в Молдове есть поминальник с указанием живых и мертвых. Думаю, это правильно: поставить свечу за здоровье детей. Я много лет, приходя в церковь, беру пять свечей. Нас в семье пятеро, не считая родителей и других родственников.
Став президентом, и до этого, я как христианин помог сотням церквей в Молдове. Когда покупаешь свечу и даешь 100-1000 леев – все это помощь. И когда делаешь это, пишешь от руки поминальник. Решение напечатать их – не мое, финансировал не я. Но я благодарен тем, кто это предложил и поддержал мою семью. Для меня как христианина это много значит. Я считаю, что Православная церковь – это основа государственности Молдовы. А, если кто-то пытается делать на этом шоу… Бог палкой не бьет. Помните это!
Елена Литовцева