ПЕНТАГОН УДАРИТ ПРЕВЕНТИВНО?
Эксперт объяснил, почему американский генерал сморозил глупость
Пентагону необходимо активно развивать возможности по нанесению упреждающего удара по России и Китаю, одного только перехвата межконтинентальных баллистических ракет уже недостаточно. Такое громкое заявление сделал одному из американских военно-аналитических изданий глава Стратегического командования США генерал Джон Хайтен.
Что это, новый виток напряженности или очередное популистское заявление, какие периодически позволяют себе американцы? Об этом мы поговорили с военным экспертом Олегом ЖЕЛТОНОЖКО.
Хайтен, посетовав на то, что сегодняшний Пентагон якобы преподносит свои успехи куда лучше, чем умеет отражать атаки потенциальных противников, заявил о необходимости серьезного прорыва. Среди первых противников были названы, конечно же, Китай и Россия. А причина недостаточного военного развития страны, как считает генерал, в том, что США после распада Советского Союза расслабились, посчитав, что им больше некому противостоять. А тут вдруг выяснилось, что военный потенциал многих государств вырос — в мире стало больше ракет, увеличились их поражающие способности. И все эти достижения направлены, по мнению генерала, именно на то, чтобы опередить возможности противоракетной обороны США. А значит, одного только умения хорошо перехватывать ракеты Штатам уже недостаточно — их опасность настолько велика, что, как выразился Хайтен, необходимо начать инвестировать в то, чтобы научиться «побеждать» ракеты противников еще до их запуска.
— Какие на самом деле возможности по перехвату ракет есть у американцев? — задали мы вопрос Олегу Желтоножко.
— В свое время, когда действовал Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), США определили один район, в котором могли держать свою противоракетную систему. У нас в стране таким районом был определен город Москва. Потом, когда США вышли из ПРО, то начали «размазывать» свою противоракетную систему по всему миру. Сейчас есть несколько позиционных районов в разных странах, где стоят радиолокационные станции и пусковые установки ПРО США. Формально есть ракеты, предназначенные для перехвата. Но абсолютной системы, которая перехватывала бы все, всегда и везде, естественно, не существует. Сейчас, кстати, противоракетные установки американцев заменяются на универсальные: на них можно загрузить не только противоракеты, но и обычные, ударные ракеты.
— Проконтролировать, что они собираются загрузить на эти установки, можно?
— Никто это не проконтролирует. И в этом очевидная опасность. В свое время, когда американцы только завели речь о необходимости установки противоракетных баз — а преподносилось это так, как будто они направлены против Северной Кореи и Ирана, нам говорилось: дескать, давайте, чтобы вы были спокойны, мы вам обеспечим телетрансляцию с пультов. Чтобы вы не думали, что мы что-то не то делаем. Мы требовали, чтобы на базы были допущены наши офицеры, которые контролировали бы, что это все делается не против нас. Ведь с подменой телевизионного сигнала любой видеомагнитофон справится. Американцы с этим не согласились.
— Генерал Хайтен говорит, что американцы якобы недосмотрели за другими странами. Видимо, в первую очередь он намекает на наши новинки? У них есть что противопоставить новейшему российскому оружию?
— Разработка оружия на новых физических принципах — того же лазерного — ведется давным-давно и у нас, и в США, и в Китае. Кто на каком уровне сейчас находится, сказать сложно: очень мало данных. Есть эксперты, которые говорят о явном преимуществе одной страны и отставании других. Другие точно наоборот. Но когда речь идет о тысячах единиц вооружения, вопрос преимущества — это уже бессмысленный вопрос. На таких уровнях противостояния не может быть никакого превосходства одной из сторон. Когда одна боеголовка прорвалась и ударила по столичному городу, то это уже много или еще мало? А это в любом случае возможно. То, что у нас ведутся разработки, это вполне логично. После развала Союза все работы были прекращены, американцы обрадовались, думали, что Россия вообще исчезла для них как потенциальная сила. А теперь они столкнулись с неприятным сюрпризом — военная мощь России существует, и, если что, по зубам Россия может дать. Но в самом менталитете американцев не существует любого, равного им противника, соперника и даже партнера. У них собственная гегемония на первом месте, и если это условие невыполнимо, у них это считается неприемлемым.
— Отсюда и эти заявления генерала Хайтена?
— Я считаю, что это очередная идея, как получить военное преимущество — раз, как выбить побольше денег из бюджета — два, и как при этом выглядеть защитником интересов Америки — три. Неотъемлемая черта американских военных — говорить то, что им выгодно. Там, где надо сказать о слабости, говорят, что они слабы. Где выгодно говорить о силе, говорят, что сильны. Это зависит от аудитории, где это обсуждается, от контекста и так далее. Любая их высказанная глупость, когда она обосновывается высшими интересами Америки, всегда проходит на ура.
— То есть вы считаете, что Хайтен сказал глупость? Чего именно в его высказывании она касается?
— Объявленной манеры борьбы с угрозой — атаки ракет еще до их запуска. А это значит, что в любой момент, когда американцам покажется, что русские или китайцы могут запустить ракету — всего лишь покажется, — они могут нанести удар по территории России и Китая. Вообще, надо быть не совсем вменяемым, чтобы выдвигать такие предложения. Речь в таком случае идет о неспровоцированной агрессии. Но, поскольку американские военные не очень любят за свои слова отвечать, точнее, никогда за них не отвечают, им это ничем не грозит.
— Неужели никто в США не подвергнет высказывания генерала критике, коль они глупы и опасны?
— Серьезных военных аналитиков уровня Генри Киссинджера у них не осталось совсем. Во всяком случае, судя по тому, что приходится читать, их специалисты просто совсем не разбираются в вопросе.
— Почему так?
— Там при любой смене администрации вычищают следы предшественников под корень, по возможности во всех структурах. Остается выжженное поле, которое данная администрация заполнить не в состоянии, поэтому большое количество мест заполняется людьми случайными и некомпетентными, как было принято говорить когда-то у нас в стране, политически грамотными — теми, кто активно оправдывает «политику партии».
Лина ПАНЧЕНКО.
Анжелика ПАНЧЕНКО.