«Наша Партия» обвиняет руководство МВД во лжи и незаконной прослушке
Власть, похоже, не намерена сворачивать провокации в отношении партии Ренато Усатого
В руководстве НП убеждены, что политический режим и силовые структуры республики всеми силами пытаются расколоть союзников по протестному движению в Молдове.
«А полицейские – сообщники»
Напомним, в канун прошедшей в минувшее воскресенье протестной акции молдавской оппозиции на площади Великого национального собрания в Кишинёве появились баннеры и листовки с оскорбительным для лидера «Платформы DA» Андрея Нэстасе содержанием. Нэстасе не замедлил обвинить ДПМ и её молодых активистов в попытке оскорбить его честь и достоинство. «Полицейские – сообщники. Они получили указания от главы МВД Александра Жиздана, Плахотнюка и их военизированных структур», – заявил при этом глава «Платформы».
И тут на сцену вышел глава Генерального инспектората полиции Александр Пынзарь, заявивший, что провокацию, которая должна была опорочить Нэстасе, организовала «Наша Партия».
«В нашем распоряжении оказались материалы, в том числе некоторые аудио-перехваты, которые мы в настоящее время исследуем. Речь идет о телефонных разговорах с участием Сергея Урекяна, Сергея Дандары, членов и даже лидеров «Нашей Партии», возглавляемой Ренато Усатым. В ночь на 29 июля они говорили об организации действий с целью провокаций, которые должны были пройти в ночь перед протестом», – заявил Пынзарь.
Глава ГИП добавил, что «доказательства предстоит изучить для определения точных намерений членов НП», а также выразил возмущение тем, что Нэстасе подозревает полицейских в сговоре с провокаторами.
При этом господин Пынзарь ни словом не обмолвился о том, на каком, собственно, основании его подчинённые прослушивают частные телефонные разговоры (да ещё и выкладывают их в свободный доступ на сайте Генерального инспектората politia.md) и где искать мотивы столь странного поведения активистов НП, которые, как следует из заявления главы Генинспектората, вдруг решили объявить войну своим коллегам по оппозиции.
Ложь и передёргивания
Исчерпывающие ответы на эти вопросы были получены уже во вторник. Руководство «Нашей Партии» вышло на пресс-конференцию, после которой со всей очевидностью стало ясно: в заявлении Пынзаря правдив только факт незаконной прослушки полицией частных разговоров, всё остальное – передёргивания и беспардонная ложь.
Пресловутый полицейский «аудио-перехват» представляет собой несколько десятков секунд, вырванных из контекста почти получасового разговора активиста НП Сергея Урекяна с его приятелем – человеком, не имеющим никакого отношения ни к «Нашей Партии», ни к политике вообще.
«Я разговаривал со своим давним другом, который совершенно не в курсе, что происходит в партии. Мы обсуждали планы на выходные, мой друг, по сложившейся у нас традиции, звал меня в баню. Я же ответил, что на сей раз, увы, не смогу принять участие в этом приятном времяпрепровождении, и объяснил почему: наши товарищи по партии Сергей Томша и Станислав Власов (с которыми мой приятель никогда и знаком-то не был) были задержаны, десять суток отсидели ни за что, а срок их задержания истекает в субботу вечером, 29 июля, – соответственно, мы как однопартийцы должны их встретить, чтобы чисто по-человечески поддержать. Сказал, что это будет ночная акция…», – рассказал Урекян.
Вот из этой «акции» Пынзарь и его подчинённые неуклюже состряпали «провокацию «Нашей Партии» в отношении лидера «Платформы DA». При этом не учли, что активисты НП прекрасно осведомлены о «моральных принципах» молдавских силовиков и давно взяли за правило записывать все свои телефонных разговоры с помощью специального мобильного софта. Разговор Урекяна с приятелем исключением не стал – и в очередной раз с предельной наглядностью демонстрирует вопиющую незаконность методов, используемых руководством МВД.
«Молдавское гестапо»…
Руководство НП даёт предельно чёткую и ёмкую оценку действиям высоких полицейских чинов.
«Перед нами яркий пример того, как начальник Генерального инспектората полиции страны на глазах у всего общества, как минимум, дважды нарушает закон. Во-первых, незаконно прослушивает частные телефонные переговоры, затем их обнародует. Это дешевая фальсификация, провокация, которая еще раз подтверждает, насколько деградировали органы правопорядка, насколько ублюдочной стала полиция в государстве, захваченном Плахотнюком. Полиция превратилась в политическое гестапо, которое преследует политических оппонентов Плахотнюка, а с другой стороны, «крышует» криминальную деятельность, включая наркоторговлю», – заявил вице-председатель «Нашей Партии» Дмитрий Чубашенко.
Он также заметил, что цели этой полицейской провокации предельно ясны.
«Господин Пынзарь знает, что у любого правонарушения должен быть мотив. Какой мотив может быть у активистов «Нашей Партии» ночью в центре Кишинева, где кругом видеокамеры? Вывешивать агитацию против наших партнеров по протестам из «Платформы DA»? Это полный идиотизм.
А вот у полиции, между тем, свой мотив имеется. Они могли сначала повесить эти плакаты против Нэстасе, а затем обвинить активистов «Нашей Партии», чтобы столкнуть их с «Платформой DA» и затем, может быть, еще сфабриковать против них какие-нибудь уголовные дела», – утверждает Чубашенко.
Вице председатель НП Илиан Кашу напомнил: когда полиции потребовалось организовать репрессии против активистов и сторонников «Нашей Партии», в ходе одной из акций протеста прошлых лет – когда проспект Штефана чел Маре был блокирован автомобилями протестующих – структуры правопорядка моментально идентифицировали сотни людей, чтобы наложить на них штрафы.
«Если бы Пынзарь и Жиздан в действительности хотели найти тех, кто был исполнителем провокации на площади Великого национального собрания, то сделали бы это с легкостью, у них в распоряжении есть весь инструментарий.
Кроме того, тот факт, что полицейское руководство, прислуживающее Плахотнюку, указывает сегодня на «Нашу Партию», напрямую подтверждает: мафиозный правящий режим в захваченном государстве прибегает к методам диктаторских режимов Латинской Америки, пытается столкнуть, разобщить и уничтожить оппозицию», – заявил Кашу.
Он также сообщил, что «Наша Партия» требует, чтобы гражданин Пынзарь был освобожден от должности и привлечен к ответственности за серьезные нарушения законности и распространение клеветы. По словам Кашу, «Наша Партия» официально обратится к Генеральному прокурору Эдуарду Харунжену с настоятельным требованием расследовать факты незаконной прослушки телефонных переговоров оппозиционных активистов.
«Пынзарь открыто признал, что разговоры членов антиплахотнюковской оппозиционной партии прослушиваются и записываются. Это очень тяжелое преступление. То, что ныне творят высокие полицейские чины, прислуживая Плахотнюку, – беззаконие и беспредел», – резюмировал Кашу.
Новости хорошие…
В целом, общественно-политическая атмосфера в стране ныне такова, что хорошие новости для оппозиции случаются лишь тогда, когда людей или выпускают из тюрьмы, или в их отношении прекращаются уголовные дела.
Активисты «Нашей Партии» Сергей Томша и Станислав Власов, арестованные в результате провокации, организованной сотрудниками полиции, на днях были отпущены на свободу. Томша и Власов, напомним, были задержаны 19 июля в ходе акции протеста перед зданием парламента. На следующий день состоялись судебные слушания, в ходе которых следователь запросил штраф для обоих. Однако суд сектора Буюканы счел необходимым отправить обоих за решетку сроком на десять суток.
При этом, судьи отказались учитывать тот факт, что оба ранее никогда не привлекались даже к административной ответственности, как и то, что у Томши на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей. Вице-председатель «Нашей Партии» Николай Ципович, комментируя судебные слушания, заявил, что он был свидетелем того, как «потерпевшие» полицейские всячески путались в показаниях и противоречили друг другу.
В конце прошлой недели пришла хорошая новость и для самого Циповича. Фалештская прокуратура прекратила возбуждённое в его отношении уголовное дело, по которому власти заподозрили Циповича в «угрозе убийством» одному из советников Фалештского района.
Так, по словам адвоката Анатола Истрате, уголовное дело против Циповича было возбуждено в апреле этого года. В рамках уголовного дела, возбужденного по статье 155 УК Молдовы «Угроза убийством или причинением тяжких телесных повреждений». В этот период, напомним, вице-примар Фалешт Олег Пастрама, а также 17 советников написали заявления о выходе из «Нашей Партии». Многие из них позднее отозвали свои подписи.
«17 советников были куплены Демпартией, считайте тем же Плахотнюком. Я как вице-председатель «Нашей Партии» тогда отреагировал, и с коллегами мы выехали в Фалешты. Там собралась вся территориальная организация. В ходе заседания было принято решение выехать к одному из советников Александру Лукьянову. Мы приехали к нему домой и попытались выяснить, почему он написал заявление», – заявил Ципович, подчеркнув, что ему так и не удалось получить каких-либо вразумительных объяснений от местного избранника.
В этот момент вице-примар Олег Пастрама, который, по словам Циповича, обманом склонил советников к выходу из «Нашей Партии», позвонил в полицию и вызвал «весь фалештский комиссариат».
«На советника оказали давление и заставили написать заявление о том, что я ему якобы угрожал. Ничего подобного на самом деле не было», – заявил Ципович.
Адвокат Анатол Истрате подчеркнул, что защита считает это дело политическим, что косвенно подтвердил и прокурор, распорядившись прекратить уголовное преследование Циповича…
И новости плохие
Суд продлил предварительный арест активисту «Нашей Партии» Феликсу Гринку, который находится уже десятый месяц за решеткой, несмотря на то, что состояние его здоровья ухудшилось. Об этом заявил адвокат активиста Иван Черга.
Так, по его словам, в ходе заседания суда, которое состоялось 31 июля, прокурор вновь потребовал продления ареста активисту. Черга подчеркнул, что аргументы требования остались теми же, какие использовал гособвинитель на протяжении последних десяти месяцев: «он может повлиять на свидетелей, может совершить очередное преступление».
Адвокат отметил, что требование оказалось голословным и не подкреплённым какими-либо фактами, и это несмотря на то, что законодательство требует новых доказательств при рассмотрении вопроса о продлении предварительного ареста. Более того, аргументация требования прокурора является в целом абсурдной, поскольку большинство свидетелей стороны обвинения уже были заслушаны в суде. По словам Черги, и эти аргументы были проигнорированы судьей.
«Это дело было фактически разрушено защитой. Все доказательства, представленные прокурором, не подтверждают предъявленное Гринку обвинение. Мы считаем продление ареста незаконным», – заключил Черга.
Дмитрий ГАМАЮНОВ.