ЛЕПС ЗАДУМАЛСЯ, НЕ ПОРА ЛИ УХОДИТЬ
Почувствовать в себе Баскова: в Рождество сбылась тайная мечта Тимати…
На экранах в зале призывные ролики грядущей 4 марта в Crocus City Hall церемонии вручения музыкальных премий «МК» ZD AWARDS-2016 добавляли к праздничному настроению Рождественского фестиваля Григория Лепса привкус волнительного ожидания: перед главным музыкальным батлом года мэтр провел как бы смотр главных творческих сил — своих, подопечных и звездных друзей-коллег… Юг, горы и музыка — неплохое сочетание для зимних праздников.
Фестиваль закончился на высокой ноте и в прямом, и в переносном смысле — творческим вечером композитора-легенды Константина Меладзе. Вместе с не менее легендарным поющим братом Валерием они отметили в прошлом году семейный творческий юбилей громким шоу «50 на двоих» и, судя по голосованию на сайте mk.ru, намерены занять заслуженные места в номинациях ZD Awards- 2016, которые будут опубликованы в «МК» 3 февраля.
Тем временем Григорий Лепс собрал на своем фестивале колоритный букет не только из маститых звезд, но также из выпестованных им самим, но уже «оперившихся» молодых артистов. Пояснял, выходя к прессе, как важно для него и для всей эстрады заботиться не только о собственном «творческом следе», но и о «наследии», о поколении артистов, которое «идет за нами». И выступления «молодых» подчас принимались публикой с воодушевлением и эмоциями, не меньшими, чем выступления признанных звезд. Значит, не зря старался «вождь поющих» — усилия и надежды не ушли в песок…
Звезды, впрочем, тоже не отставали от заданной планки, показав не только то, чем уже богаты, но подготовив к фестивалю и специальные номера, и дуэты с маэстро Лепсом, что у публики пользовалось повышенным спросом. Loboda, Mband, Анита Цой, Эмин, Ани Лорак, Лайма Вайкуле, Интарс Бусулис, Наташа Королева, Вера Брежнева, Слава, «Время и Стекло», Soprano Турецкого, «ВИА Гра» — звезды разных поколений и творческих концепций сплели при этом органичную нить фестивального полотна, заняв каждый свою логичную, мотивированную нишу.
Еще со времени первого фестиваля два года назад пресса то и дело тиражировала сравнения с «Рождественскими встречами» Аллы Пугачевой. Давнее начинание Примадонны, блестяще пронесшей флаг собственной «творческой лаборатории» на протяжении более 20 лет, в какой-то степени действительно «подхвачено» Григорием Лепсом, хотя артист убедительно просит всех «не проводить прямых аналогий» и «не замахиваться на Святое». Что логично. Поскольку Примадонна — Наше Всё, а самобытность и харизма нынешнего возмутителя спокойствия придали «вечной» идее необычный колорит и оригинальную форму.
У Лепса веселье длится несколько дней, а явление главного героя народу облекается не в сакральный акт экстатического финала, а «размазано» по телу фестиваля жирным слоем сливочного масла. Получается удивительный эффект: «много Лепса» не подавляет, а, наоборот, раскрывает лучшие грани каждого из гостей, которых он приглашает на праздник, а со многими норовит еще исполнить что-то и ярким дуэтом.
Начав праздновать Рождество дерзкой «Песней Императора», маэстро п р о д о л ж и л кавером на «Стаканы» Б о р и с а Г р е б е н щ и к о в а . Из меланхоличной тихой радости пит е р с к о г о п ь ю щ е г о интеллигента сей шедевр в версии сочинского «озорного гуляки» превратился в форменное буйство, где пресловутые «стаканы на стол!» уже не только предмет самоценного культа, но и символ бунтующей свободы духа и бескомпромиссности жизненного кредо. То, что великий БГ заложил в подтекст, громкий Лепс беспощадно вывернул наизнанку языком кричащей формы. В этой ситуации призыв «просыпаемся!», брошенный в зал, был излишним. Пипл колбасило не по-детски с первых же нот!
Конечно, апологет «Рюмки водки на столе» явно выбивается из рамок устоявшихся представлений об эстраде, и хотя он уже не первый год зажигает в ранге одной из главных звезд, каждый раз эта мысль пронзает будто откровением. Здесь тебе и хлесткие речитативы, и мощные гитарные риффы, наложенные на жесткий ритмический каркас, за что творчество г-на Лепса уважают, искренне любопытствуя, представители альтернативного рок-лагеря, включая — умри все живое! — аж самих бескомпромиссных металлистов. П р и с т а в к а «поп» применима к музыке Артиста только в том смысле, что она массово популярна, в остальном он уверенно демонстрирует условность жанровых границ. Что, кстати, очень «фирменно» при всей его сугубо русской сущности. Ведь именно на западной сцене артистическое и музыкальное пространство намного более цельно, там нет категоричного деления на «своих» и «чужих», «рокеров» и «попсу», что давно стало творческой аксиомой и нормой жизни. В России слушатели и их кумиры до сих пор живут часто в параллельных и враждующих музыкальных измерениях. Раздвигая рамки если не в подборе исполнителей для фестиваля, то по крайней мере в своих творческих экзерсисах, г-н Лепс похвально сближает эти миры и убедительно показывает не только борьбу, но и единство противоположностей. Оставаясь при этом все-таки участником пресловутой «эстрадной обоймы». Гений — парадоксов друг…
В упомянутой уже «Песне Императора» звучат символичные слова: «Я чувствую всех подданных своими детьми». Снова напрашивается сравнение с Великой, к о т о р а я любила пов т о р я т ь , что все артисты на «Рождественских встречах» — ее дети. Она заботливо выпускала их в «большую жизнь» и помогала чем могла. Григорий усовершенствовал тренд, стал продюсером и взял под сильное крыло молодые таланты, часто вызывая удивление: мол, зачем ему это надо? Его «дети» не просто пели сольно, раскрывая таланты, а с каждым из них «учитель» еще и спел дуэтом — вот уж действительно неугомонный! Находил для каждого добрые слова, иногда ироничные, но все равно по-отечески теплые.
Искателю молодых дарований не терпелось, конечно, поделиться со зрителями и своей главной последней находкой — Александром Панайотовым. А зрителям соот вет с т вен но не терпелось его увидеть, поскольку суеты и восторгов, которые так неожиданно взорвались в адрес артиста хоть и молодого, но штурмующего высоты Олимпа, прямо скажем, не первый год, теперь хоть отбавляй. Он пробивается еще с популярных телеконкурсов начала нулевых — «Стань звездой», «Народный артист»; работал с матерыми продюсером Евгением Фридляндом и композитором Кимом Брейтбургом. Но многие усилия уходили почему-то в песок… Удивительно, что, не обнаружив в принципе прежде неизвестных качеств, а лишь подтвердив свой уровень в рамках одного- единственного популярного телешоу, певец вдруг взлетел на такую вершину популярности, от которой у него самого закружилась голова. Об этих чувствах он поведал в откровенном интервью «ЗД», которое будет опубликовано в ближайшее время.
Конечно, и другие таланты отвечали мэтру достойными творческими «пируэтами»: Николай Тимохин, Алина Гросу, Данил Буранов, Ромади и др. Один из самых трогательных учеников артиста Шариф в очередной раз дал повод посудачить о «русском Демисе Руссосе», к тому же молодом и перспективном. Публика не первый год с замиранием ждет от него открытий, удивлений и все еще не теряет надежды на «прорыв», которого, несомненно, заслуживает этот яркий эстрадный тенор. Его друг Нико Неман, выпустивший в прошлом году пластинку «Чет или нечет», которая попала в обзор «ЗД», так рвался на площадку, что командир парада даже не успел его представить…
Под занавес в программе условного «дня воспитанников» обнаружился «подкидыш» — Тимати. «Где, как не на концерте Григория Викторовича, я могу почувствовать себя Николаем Басковым!» — пытался шутить рэпер, когда «начальник» праздника нагрузил «черную звезду» своими букетами, подаренными в этот вечер, и отправил за кулисы со словами, что Басков бы ему такого не простил. У наблюдателей тем временем остался невысказанным большой вопрос: только ли Баскова мечтал почувствовать в себе артист Тимати? А Киркорова? Билана? Нет? Возможны ли новые откровения? Неужели проговорился о тайной страсти? По Фрейду, так сказать. Пошутил себе на голову…
■ ■ ■
По атмосфере происходившее напоминало большой музыкальный карнавал, по концепции — масштабную трехчастную историю, в которой у каждого акта свой сюжет и задумка. Интереснее были, конечно, не столько эфирные, сколько «живые» концерты, где бушевала неподдельная сила и энергетика музыкального волшебства, а поп- звезды раскрывали свои реальные возможности, не отретушированные фонограммами для телетрансляции. Сам «крестный отец» новой рождественской музыкальной сказки бросил фразу, представляя «раскрывшегося» Панайотова: «Когда на сцене появляются такие артисты, невольно начинаешь думать, что, может быть, пора уходить». Пока все восприняли это как шутку, но кто знает — может быть, заматерев, эти самые «дети» дадут фору нынешним хедлайнерам российской эстрады? Главное, чтобы не сглазили, не сожрали с потрохами, не намазали микрофоны ядом, не накидали битого стекла в пуанты, прежде чем все это свершится…
Наталья МАЛАХОВА, Артур ГАСПАРЯН.