Миру нужны не стены, а мосты
В этом убеждена героиня нового спектакля театра имени Чехова
Сентябрь – время начала нового театрального сезона. Вот и в прошедшую субботу подняла занавес старейшая русская труппа республики – театр имени Чехова. Зрителей пригласили на премьеру, состоявшуюся под занавес сезона минувшего – спектакль «Гарольд и Мод» по пьесе американского кинодраматурга, киносценариста и кинорежиссера Колина Хиггинса.
Это самое известное произведение Хиггинса и, хотя написано оно около полувека назад, актуальности своей не утратило. В центре спектакля, поставленного заслуженным артистом РМ режиссером Дмитрием Коевым, юноша Гарольд, который совершенно одинок в многолюдном мире. Он вырос в обеспеченной семье, а его мамаша (актриса Ольга Мадан) занята исключительно собой и собственными проблемами. Пытаясь хоть как-то привлечь к себе ее внимание, Гарольд постоянно инсценирует самоубийства: имитирует то повешение, то гибель от взрыва, то смерть от удара топором. Безрезультатно: до него по-прежнему никому нет никакого дела. Мать, правда, пытается подыскать сыну невесту, и перед нами проходит череда девушек из брачного агентства. Их яркие, хотя и мимолетные образы создали Ольга Косницер, Наталья Корнигруца и Марианна Дроздова. Но всех барышень распугивает эксцентричность потенциального жениха.
Жизнь Гарольда резко меняется, лишь когда он знакомится с удивительной 80- летней старушкой Матильдой, или Мод, как она сама предпочитает называть себя (мастер искусств РМ Светлана Туз). Как ни удивительно, именно в ней юнец находит родственную душу. Эта самая Мод ведет себя совсем не по-старчески: угоняет машины на глазах у хозяев, селится в чужих роскошных домах, обставляя их ворованной мебелью, свистит, стреляет из рогатки. А еще она разговаривает с растениями и птицами, видя в них живые существа. Нет, она не выживший из ума маразматик, впавший в детство. Мод Светланы Туз сохранила светлый детский взгляд на мир, который она воспринимает с открытой душой. Это как раз то, чего так не хватало Гарольду, уставшему от банальности и лицемерия окружающего мира. Мод сумела понять и услышать юношу и пробудила в его душе глубокое чувство. «Миру не нужны стены, ему нужны мосты», – главное, в чем убеждена Матильда.
Мод любит жизнь и ее простые радости, ценит их, но знание это досталось дорого: на руке женщины номер – свидетельство пребывания в концлагере. Общение с этим человеком переворачивает представление Гарольда о жизни. Он готов связать свою судьбу с Мод, которая вчетверо старше его. Но Матильда уже все решила: в день своего рождения она кончает жизнь самоубийством, приняв большую дозу снотворного. Никаких натуралистических сцен: она просто удаляется вглубь поля цветущих подсолнухов. Так, начавшись самоубийством инсценированным, спектакль завершается самоубийством реальным.
Несмотря на это, постановка не оставляет трагического впечатления, и главная заслуга здесь, несомненно, принадлежит Светлане Туз (во втором составе эту роль играет мастер искусств РМ Зинаида Чеботарь). К сожалению, образ Гарольда (Валерий Брага) получился гораздо менее выразительным: герой остается вещью в себе, мотивы его поступков и человеческую сущность понять трудно.
Но в целом эта работа чеховской труппы заслуживает всяческого внимания. «Многие увидят и узнают себя со стороны», – утверждает постановщик спектакля. С ним согласится каждый, кто посмотрит «Гарольд и Мод».
Елена РОЙТБУРД.