Не оказались бы златые горы глубокой ямой
Что стоит за обещанными благами для малого бизнеса
Правительство наконец прислушалось к протестам патентообладателей и доводам оппозиции и отменило ограничение срока действия предпринимательских патентов датой 1 января 2017 года.
Одновременно власть предложила очень выгодные, по словам министра экономики Октавиана Калмыка, условия для владельцев патентов, которые решат сменить юридическую форму деятельности на индивидуальное предприятие. Для этого будет достаточно уведомить местные власти и встать на учет в налоговой инспекции. Станет проще и налогообложение таких ИП – они будут платить налог в размере 1% дохода от продаж, но не менее 3000 леев в год. Эта сумма, отметил Калмык, ниже нынешней стоимости патента. Индивидуальные предприниматели, которые зарегистрируют свои предприятия, будут освобождены от уплаты местных налогов. Использование кассовых аппаратов с фискальной памятью станет обязательным для тех, кто занимается торговлей, но их можно будет приобрести в счет налога, подлежащего уплате.
Словом, представителям самого малого бизнеса власть обещает золотые горы. Но действительно ли предложенные изменения – такое уж благо? Об этом корреспондент «МК» в Молдове спросила доктора экономики, заместителя директора Центра стратегических исследований и реформ Елену ГОРЕЛОВУ.
– Большинство тех, кто работает по патенту, занимается социальной деятельностью: люди, как правило, с небольшим достатком содержат свои семьи. Считаю, что экономические и социальные условия в стране не способствуют перерегистрации патентообладателей в малые предприятия. У них нет доходов, чтобы все это организовать. Ведь придется купить кассовый аппарат (до того, как его стоимость вычтут из налогообложения, деньги на приобретение нужно будет найти и потратить), нанять бухгалтера, понести другие расходы. Если бы это было выгодно, предприниматели сами бы давно сменили организационно-правовую форму деятельности.
Допустим, эти люди откажутся от собственного бизнеса и решат пойти куда-то работать по найму. Но куда? Рабочих мест на рынке труда не хватает. Значит, сократится занятость. К тому же министерства не провели детальный анализ: какие убытки несет государство от работы по патенту, какая будет получена выгода от перехода на другие формы ведения бизнеса? Эти цифры неизвестны. Если бы существовали хорошие программы поддержки малого предпринимательства, оно бы развивалось в разных формах. А такой принудительный перевод ничего не даст.
Елена РОЙТБУРД.