«Унире» подобрали псевдоним
«План Маршалла» Румынии для Молдовы – инвестиции в объединение
Запрутские братья продолжают изображать горячее участие в судьбе Молдовы. На прошлой неделе в Институте развития социальных инициатив IDIS «Viitorul» при участии Фонда Университета Черного моря обсуждалась возможность поддержки молдавской экономики.
Румыния – единственный партнер?
Председатель фонда политолог Дан Дунгачиу заявил, что эксперты считают необходимым создание частного инвестиционного фонда для нашей страны, зарегистрированного на Бухарестской фондовой бирже с первоначальным бюджетом в размере 100 млн евро. «Фонд Молдова» – это бизнес-инструмент, создаваемый в помощь Республике Молдова. Компании-инвесторы снизят до минимума риски, и это потому, что государство возьмет на себя всю ответственность. Фонд будет управляться государством, чей вклад составит 30% от общей суммы инвестиций. Это станет, по сути, своеобразной политической гарантией безопасности инвестиций в экономику Республики Молдова», – пояснил Дунгачиу.
По словам авторов инициативы, шансы Молдовы на быстрое экономическое возрождение невелики, так как потенциальные инвесторы избегают капиталовложений в этот регион по причине его нестабильности. Тем не менее, такие отрасли как система водоснабжения, Железная дорога Молдовы, другие сферы инфраструктуры весьма привлекательны для румынских предпринимателей. Это должно стать своеобразным румынским «планом Маршалла» для Молдовы.
Тему развил экономический аналитик Петришор Пею. Он считает ненормальной ситуацию, при которой экономика РМ опирается только на внешнюю финансовую помощь и на денежные переводы собственных граждан, которые трудятся за границей.
«Ясно, что у Румынии огромные сложности с предоставлением займов Республике Молдова. Невозможно предоставить заем государству, у которого нет соглашения с МВФ. В то же время Румыния – единственный партнер, который способен помочь на данном этапе», – сказал он.
По словам аналитика, инвестиции будут осуществляться в три вида активов, существующих на территории нашей страны: облигации, выпускаемые Молдовой и/или муниципием Кишинев; приобретение активов на территории Республики Молдова; инвестиции «greenfield» (инвестиции на нулевой стадии, благодаря которым проекты становятся функциональными).
А инвестиции-то политические
«Нам хочется, чтобы Румыния стала ведущим инвестором для РМ. Вероятно, этот фонд не достигнет в разумные сроки уровня прибыльности других фондов. С другой же стороны, политическая выгода может оказаться огромной», – заключил Пею. Что он имел в виду под политической выгодой, выяснилось позже, во время выступления эксперта на одном из частных телеканалов. Тут, как цитирует Пею Информационное агентство REGNUM, румынский аналитик высказался вполне откровенно: «ЕС, США и партнеры по развитию не понимают, что происходит в Кишиневе, и наблюдают за Румынией в ожидании решения относительно «криво построенной» Молдовы. Уже ясно, что ЕС более не намерен предлагать перспективу интеграции государствам «Восточного партнерства». В этих условиях, считает эксперт, Румынии следовало бы предложить четкий проект объединения двух государств. Явно подразумевается, что предложенный «план Маршалла» для Молдовы и станет инвестициями в «унирю». Что, в общем, неудивительно: бесплатный сыр известно где бывает.
Меньше наивности!
Идею поддерживает Институт политологии и международных отношений Академии наук Румынии. А вот известный сторонник объединения, разветвленный бизнес которого успешно функционирует за Прутом, экс-премьер Молдовы Ион Стурза счел подход к инициативе румынской стороны наивным. «Наивность заключается в идее, что частные инвесторы из Румынии, и не только, из патриотических соображений будут инвестировать в облигации молдавских властей, чтобы покрыть дефицит, будут покупать активы, щедро предоставленные теми же органами (ЖДМ, Moldtelecom, энергетические сети, коммунальное хозяйство, почта и др.), будут инвестировать в частные проекты. Более того, считается целесообразным провести слияние денежных средств – частных и обещанных – румынским правительством, это деньги, которыми должны управлять те, кто это лучше умеет делать – Министерство финансов в Бухаресте! Честно говоря, очень трудно понять и прокомментировать это объединение и обобщение идей, тезисов, слов, которые не имеют ничего общего ни с историческим планом Маршалла, ни с экономической логикой, – заявил Стурза. – Аппетит частных инвесторов по отношению к Молдове сегодня равен нулю. Опираюсь на собственный опыт. Я не смог убедить ни одного менеджера фонда хотя бы рассмотреть перспективы инвестиций в Молдове. Политическая нестабильность, широко распространенная коррупция, мафиозная монополия на принятие решений, неуважение к закону – это только несколько аргументов «против». Почему это надо делать по настоянию профессора Дунгачиу?! Наивно думать, что, правительство в Кишиневе, находясь в отчаянии, также готово уступить активы из «патриотических» чувств к Румынии».
При этом экс-премьер считает, что план Румынии для Молдовы нужен. «Но только зрелый, – уточняет Стурза. – Нужно выделить 5 млрд евро сроком на пять лет на модернизацию и обеспечение совместимости инфраструктуры, гармонизацию финансовой системы, повышение конкурентоспособности экономики, модернизацию государства, повышение уровня жизни. Похоже, в реальности денег нет. Только 0,8 % от ВВП в год, 2,5 % из бюджета. А в остальном – это стрекотание сверчков, отдаляющее нас от цели, о которой мечтаем все мы». Какая именно цель имеется в виду, расшифровывать, думается, нет нужды.
Остается добавить, что во вторник в Румынии состоялся политический форум, одной из тем которого стал кризис в Молдове и пути выхода из него. Никого из официальных лиц к участию не пригласили. Зато в качестве основного докладчика выступила экс-министр просвещения Майя Санду, чье общественно-политическое движение называют новым проектом Запада в Молдове. Слово также было предоставлено Иону Стурзе, ранее заявившему о своей готовности присоединиться к проекту Санду. Сама она открыто признала: если бы в нашей стране прошел референдум по вопросу объединения с Румынией, она проголосовала бы «за».
Значит, не исключено, что авторы «плана Маршалла» для Молдовы прислушаются к замечаниям Стурзы и будут и дальше использовать этот псевдоним для планомерного продвижения «унири».
Для справки: Программа восстановления Европы, более известная как «план Маршалла», начала осуществляться в 1947 году. Из-за мировой войны экономика Европы тогда находилась в куда более бедственном положении, чем теперь. За четыре года США безвозмездно выделили участникам программы из федерального бюджета 12,4 млрд долларов (около 600 млрд в современных ценах). Средства шли, прежде всего, на восстановление и модернизацию промышленности и инфраструктуры, а также погашение внешнего долга и социальную поддержку населения. По практически единодушной оценке историков и экономистов, план удался блестяще и достиг всех поставленных целей. СССР отказался от американской помощи и принудил к тому же восточноевропейские государства и Финляндию. Впоследствии в Советском Союзе любили подчеркивать, что «план Маршалла» оказался инструментом американской гегемонии.
Елена РОЙТБУРД.