Газета "Кишиневские новости"

Общество

РЯЗАНОВСКАЯ БАЛЛАДА

РЯЗАНОВСКАЯ БАЛЛАДА
03 декабря
00:00 2015

Великий режиссер: «Работа дураков любит. Значит, я из этой породы»

В минувшее воскресенье состояние 88- летнего режиссера заметно ухудшилось. Его подключили к аппарату искусственной венти­ляции легких. Врачи диагностировали легоч­ную и сердечную недостаточность.

МЕЖДУ ТЕМ КСТАТИ СПРАВКА “МК” ИЗ ДОСЬЕ “МК” ВАЖНО Эльдар Рязанов снял 28 филь­мов. Самые известные из них — «Карнавальная ночь» (1956), «Де­вушка без адреса» (1957), «Гусарская баллада» (1962), «Дайте жалоб­ную книгу» (1964), «Берегись автомобиля» (1966), «Зигзаг удачи» (1968), «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979), «Вокзал для двоих» (1982), «Жесто­кий романс» (1984), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Небеса обетованные» (1991), «Старые клячи» (2000), «Тихие ому­ты» (2000), «Ключ от спальни» (2003), «Ан­дерсен. Жизнь без любви» (2006) и «Карна­вальная ночь-2» (2006) и др.

В моряки Рязанова не взяли

Родился Эльдар Александрович 18 ноя­бря 1927 года в Самаре. Его родители, как он скажет сам, были из публики. Они много чита­ли, ходили в кино, но не имели прямого отно­шения к искусству. Так что пример брать было не с кого. Юный Эльдар мечтал быть писате­лем и читал столько, что в школе его прозвали ходячей энциклопедией. В автобиографии он написал, что к 17 годам понял — писатель обя­зан досконально знать жизнь: «Несытный быт эвакуации, очереди за хлебом, барачное жи­лье на Урале, с моей тогдашней точки зрения, являлись не столько жизнью, сколько прозой и скукой. И я решил — надо идти в моряки, из­бороздить свет, окунуться в экзотику, а потом поведать человечеству о пережитом в своих потрясающих книгах. Однако летом 1944 года Одесское мореходное училище не откликну­лось на мой страстный запрос. И я случайно, чтобы перебиться годик в ожидании море­ходки, поступил во ВГИК на режиссерский факультет в мастерскую Григория Козинцева. Мне еще не исполнилось семнадцати».

Рязанов с юных лет писал стихи. Однаж­ды пробился с тетрадкой своих опусов к Кон­стантину Симонову. А тот, по словам Эльдара Александровича, расчехвостил его вирши, объяснив, что у поэта должна быть своя инто­нация. Во ВГИКе Рязанов учился не только у Козинцева, но и у Сергея Эйзенштейна. И был самым зеленым на курсе. После окончания в 1950-м киноинститута он пять лет прорабо­тал в кинохронике на Центральной студии до­кументальных фильмов. Объездил Камчатку, Командорские и Курильские острова, Саха­лин, Грузию и Кубань. Встречался с китобоя­ми, вулканологами, пограничниками.

В 1955-м пришел на «Мосфильм» и «ударился в легкий жанр», всегда считав­шийся у нас второсортным: в 1956-м снял фильм «Карнавальная ночь», который при­нес ему известность. Но до этого было еще два фильма-концерта «Весенние голоса» и «Счастливая юность», снятые совместно с Сергеем Гуровым. К примеру, «Весенние го­лоса» посвящены V Всесоюзному смотру ху­дожественной самодеятельности трудовых резервов республик СССР. Студенты ремес­ленного училища создают чудо-телевизор. На его экране транслируются выступления творческих коллективов. А потом начина­ется бал молодежи в Георгиевском зале Кремля.

Он всегда смотрел в сторону литературы, хотел посвятить себя литературному труду. В набросках автобиографии он вспоминает, как рождался его шедевр «Берегись автомо­биля!», когда в 1963 году он стал соавтором Эмиля Брагинского: «Для начала мы наката­ли вместе киносценарий «Угнали машину», который немедленно был закрыт самим ми­нистром кино. Он сказал, что кино обладает магической силой, и после нашего фильма граждане Советского Союза начнут повально красть машины. Нам было жаль сюжета, и мы решили, что соорудим по нашему сценарию повесть и опубликуем ее. Так что если я и стал половинкой прозаика, то обязан этим цен­зурному запрету всесильного киноминистра. Сейчас я ему бесконечно признателен».

Так появилась повесть «Берегись авто­мобиля!». Вся жизнь Рязанова, по его сло­вам, проходила в метаниях и противоречиях: «Я буквально разрывался между глубоким трудом прозаика и легкой, беспечной работой кинематографиста».

«В моих фильмах кровь из органов не льется»

Сейчас многие режиссеры, не имея фи­нансирования, собирают средства на соз­дание очередного фильма на разных сайтах, через краудфандинг. И их почитатели выкла­дывают свои кровные. Когда Рязанов присту­пал к картине «Андерсен. Жизнь без любви», ему тоже предлагали снять кино на народные деньги. Но он отказался, хотя уж кто, как не он, был истинно народным режиссером, и народ скинулся бы на его новый фильм без промед­ления.

— Почему вы отказались от прекрас­ной в сущности идеи?

— Такой ценой снимать фильм не хочу. Как бы я потом смотрел в лицо людям, кото­рым и без того трудно живется? Даже если они дали 50 рублей на мой фильм. Зачем вы­ставлять себя перед всей страной нищим? Это унизительно. Да, у нас есть состоятельные люди. Но чем они заняты? Бегут со своими капиталами за границу. Есть такой популяр­ный вид спорта.

— И вы выбрали трудный и долгий путь…

— Съемки пришлось бесконечно оста­навливать из-за отсутствия средств. Фильм дорогой, со сложными декорациями и костю­мами, старинными паровозами и дилижанса­ми. Наверное, я снимаю несовременное кино. У нас не льется кровь из органов героев. Ни одной банки кетчупа я не использовал, чтобы показать ее. И совсем нет половых актов. Ни одного. Ну что делать, раз Андерсен умер дев­ственником.

— А чем вам так дорог Андерсен?

— Его книги читают дети во всем мире. И я их читал. В 1962 году я побывал в Дании и посетил могилу Андерсена, отнес ему огром­ный букет роз. Во время подготовки к фильму еще раз посетил его родину, зашел в музей и увидел там… челюсть этого выдающегося сказочника. Честно сказать, я опешил. И пред­ставил себе такую картину: приходит посети­тель в музей Достоевского или Пушкина, а там выставлены их челюсти. (Впечатление оказалось мощным, и Андерсен в фильме Рязанова вставляет себе искусственную че­люсть. — С.Х.)

— А ведь совсем недавно вы говорили, что заканчиваете работу в кино…

— Да, говорил. Решил, что не буду боль­ше снимать фильмы, начну писать книги, ста­вить спектакли. К тому же поступило пред­ложение поработать над оперой. Но теперь свое заявление о прощании с кино придется забрать. Видимо, без работы в кино я жить не могу. Заметил давно, что, стоит только завер­шить фильм, как тут же наваливается хворо­ба и начинает разваливаться организм. Есть такое выражение, что работа дураков любит. Значит, я из этой породы.

«Сегодня кино делается про дебилов и для дебилов»

На протяжении шести лет Эльдар Ряза­нов возглавлял Российскую академию кине­матографических искусств и ее кинопремию «Ника». И когда ее начали душить, особенно после того, как Никита Михалков учредил в пику «Нике» премию «Золотой орел», пере­стали транслировать главные каналы, Рязанов проявил бойцовские качества. Он и раньше ак­тивно выступал на киносъездах. Его выхода на трибуну ждали, потому что он авторитет и мог позволить себе рубить правду-матку в глаза, ничего не боялся. Но потом он как-то стих и утих — не очень хорошо себя чувствовал да и понял, что тратить силы на бессмысленную борьбу глупо. Просто выпал из общественной жизни. А тогда, на боевом посту, Рязанов сле­дил за тем, что происходит, и говорил о том, что сериалы хоть в трудные для кино времена и помогли многим сохранить профессию, но привели кинематограф в ухудшенное состоя­ние, превратили его в халтуру.

— Народ у нас доверчивый. Увидит ре­кламу по телевидению, на которую ухлопаны миллионы, и идет смотреть. Я с уважением отношусь к Тимуру Бекмамбетову, он талант­ливый человек и многое умеет. Но я ничего не могу вспомнить из его «Ночного дозора», кроме смешных птиц, которые постоянно ле­тают. Может быть, как президент Киноакаде­мии, я и не имею права говорить такие слова, но я же нормальный человек. И испытываю эмоции, когда смотрю кино. Предпочитаю со­временным блокбастерам «Кавказскую плен­ницу» Леонида Гайдая и «Не горюй!» Георгия Данелия. Только живое кино может противо­стоять компьютерной графике.

Я не люблю пластиковое кино. А мы ста­ли все чаще снимать необаятельные и злые фильмы. Сегодня нет новаторских комедий. Конечно, снимать их трудно. Они должны быть понятными и смешными. Я лично не могу смеяться над тем, как вышибают мозги. А вот фильм «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова — новаторский. Он застав­ляет думать. Сделан с болью в сердце. Но во второй раз не стал бы его смотреть. У многих фильмов нет запаса прочности. 20 лет они не проживут.

— Теперь, когда вы перестали быть начальником и больше не руководите «Никой», можете оценить состояние со­временного российского кино?

— Я стал частным лицом и могу сказать, что меня настораживает то, что кино сегодня делается про дебилов и для дебилов. Ясное дело, что без них у нас дело не обходится. Страна-то богатая. Чтобы стать режиссером, сегодня достаточно иметь деньги. Много де­нег. Нанял хорошего оператора, замечатель­ных актеров, и дело вроде бы сделано. Но если нет режиссера, способного все это одухотво­рить, то ничего не будет. Не нужно большого таланта, чтобы показать, как отрезают пальцы. Наше кино отличалось всегда состраданием и милосердием, интересом к маленькому человеку. А теперь мы что видим на экране? Сплошных охранников, дебилов и олигархов. Но разве мы живем среди питекантропов?

Светлана ХОХРЯКОВА.


 

ЛУЧШИЕ АФОРИЗМЫ ИЗ ФИЛЬМОВ РЯЗАНОВА

«Берегись автомобиля»

«Машина — на жену, дача — на тестя, у тебя ничего нет, ты голодранец!»

«Тебя посодють, а ты не воруй».

«Он хоть и вор, но бескорыстный и честный человек».

«Гараж»

«Зачитываю список с болью в сердце… С болью в сердце зачитываю список».

«Человек — это тоже животное. Его тоже надо охранять».— «От кого?» — «Че­ловека надо охранять от человека».

«Прошу факт продажи родины зафик­сировать в протоколе».

«Дорогая моя, вовремя предать — это не предать, а предвидеть».

«Законным путем идти можно. Дойти трудно».

«Ирония судьбы»

«Но нашлись добрые люди: обобрали, подогрели… Нет — подобрали, обогрели».

«Зарплата у меня хорошая, но малень­кая».

«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция…»

«У нее удивительное имя… Надя». — «Главное, редкое».

«Какая гадость эта ваша заливная рыба!»

«Служебный роман»

«У меня такая безупречная репутация, что меня уже давно пора скомпрометиро­вать».

«Мы вас любим… в глубине души… Где-то очень глубоко».

«Идите вы… в бухгалтерию! Или еще подальше».

«У меня дети. У меня их двое — маль­чик и ма… де… мальчик. Два мальчика».

«Поставьте Веру на место! И не трогай­те больше».

«Вся скрючится, скукожится, как ста­рый, рваный башмак, и чешет на работу, как будто сваи заколачивает!»

«Вокзал для двоих»

«Поезда опаздывают, стоянки сокра­щают — никакой личной жизни!»

«И зачем вам столько шампуня? Буде­те в суп клиентам подливать?» — «Вам бы — с удовольствием».

«Приключения итальянцев в России»

«Мама учила меня всегда говорить правду». — «Ерунда, у тебя никогда не было мамы».

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,22+0,27%
EUR18,98–0,31%
GBP22,83–0,21%
UAH0,44–0,01%
RON3,81–0,31%
RUB0,17–2,74%

Курсы валют в MDL на 22.11.2024

Архив