Газета "Кишиневские новости"

Новости

Дмитрий Чубашенко: «Снегур, Лучинский, Воронин всё профукали»

29 октября
11:39 2015

15_39_cubashenko2Известный журналист и издатель анализирует события последних недель, основательно встряхнувших страну

Дмитрий выгодно отмечается от чудовищно разросшейся ар­мии молдавских «экспертов-политологов». Основатель газеты «Панорама», он по-прежнему оста­ётся в первую очередь журналистом, никогда не боявшимся критиковать власть – будь она хоть коммунисти­ческая, хоть «проевропейская».

О том, что на уме у «не члена партии»

– Дмитрий, после того, как за господином Филатом закрылась дверь тюремной камеры, многие наблюдатели заговорили о том, что всё произошедшее – исключительно воля всемогущего «Кукловода». Но так ли это?

– Думаю, в подобных утверждениях есть немалая доля правды. Во-первых, арест бывшего премьер-министра от­влекает внимание от длинного списка других требований, которые сегодня вы­двигает уличное протестное движение. Филат вдруг стал всемирно знамени­тым, ведущие западные издания выхо­дя с заголовками «Экс-премьер Молдо­вы арестован в здании парламента по обвинению в краже миллиарда».

Во-вторых, устранён главный и дав­ний конкурент. И посмотрите, как силь­но укрепился Плахотнюк в последние две недели. Успешно разрушая ЛДПМ, он оказывает мощное давление на других формальных и неформальных партнёров по альянсу. Происходящим очень напуган Гимпу, явно встревожен Воронин, который уже поспешил зая­вить, что он категорически против до­срочных парламентских выборов.

Ну и в-третьих. Плахотнюк теперь может смело сказать западным послам: вы хотели борьбы с коррупцией – вот вам голова Филата. Та самая «большая рыба», целый бывший премьер-министр. А я… я даже не член партии…

– Однако головы самого Плахот­нюка требует протестное движение. Или оно тоже – вольно или неволь­но – играет на руку «не члену пар­тии»?

– Остановить Плахотнюка способ­ны только два фактора. Месть Филата (хоть он и лежит на тюремной койке, не в состоянии воспользоваться своими 250 миллионами и полностью уничтожен как политик), кото­рый может попробовать раз­рушить альянс. Предположим, объединившись с оппозицией, ЛДПМ потребует отставки Ке­трару и Гурина. Но все приме­ры из прошлого говорят нам, что всякий раз, замахнувшись на Плахотнюка, Филат в по­следний момент опускает ку­лак. И тут же сам получает в ответ очередной удар. Так что, скорее всего, председатель ЛДПМ вместо борьбы предпо­чтёт вести закулисные торги, выговаривая себе свободу.

Остаётся второй фактор – улица. По сути, ни одного из требований протестующих власть до сих пор не выполни­ла. Пущенная дымовая завеса в лице арестованного Филата на какое-то время поменяла повестку дня в обществе и пар­ламенте, но остальные требо­вания протестующих – отставка президента, досрочные выборы – никуда не делись. И хотя, как я слы­шал, уже готовятся иски о признании палаточных городков незаконными, не думаю, что манифестанты так просто с этим согласятся, встанут и уйдут.

– При том, что любые разногла­сия в альянсе только добавляют оч­ков протестному движению…

– Разумеется. Сегодня сам «стиль» их внутренних разборок лежит уже где-то за гранью добра и зла. Особенно по­казательна история с доносом Шора. Протокол его «показаний» датируется 13 октября, и вечером этого же дня проходит заседание совета альянса, на котором они все дружно договари­ваются снять генерального прокурора Гурина. А через день с изощрённым са­дизмом Филату наносится удар в спи­ну – на трибуну парламента выходит этот самый генпрокурор и… бывшего премьера выводят из здания в наруч­никах…

О силовом сценарии – захвате зданий и погромах

– Как, на ваш взгляд, станут те­перь маневрировать западные по­кровители АЕИ? К нынешней ситуа­ции никакую «историю успеха» уже не пристегнуть…

– Думаю, сейчас у Запада в отно­шении Молдовы нет единой позиции. Они прекрасно понимают, что никакой реальной евроинтеграции страны не существует. Однако американцы, в первую очередь, очень не хотели бы, чтоб эта костяшка домино окончатель­но упала в Молдове и для России здесь открылись некие новые перспективы. Потому так занервничал посол Петит, который, выступая недавно с лекцией в УЛИМе, выразился с почти неприлич­ной для дипломата прямотой: власть менять ни в коем случае не надо. Он знает, что в результате досрочных вы­боров пресловутый геополитический вектор страны вполне может поменять­ся на противоположный.

Словом, Запад, видимо, будет пы­таться заменить «плохих» молдавских проевропейцев «хорошими». Из числа активных членов платформы «ДА», ко­торую, как известно, хотят преобразо­вать в политическую партию. Но на это нужно время, а его у молдавских про­европейцев и их западных партнёров с каждым днём всё меньше.

– Вы считаете, что интересы двух протестных движений разошлись кардинально и окончательно? У ко­торого из них больше поддержки, больше, так сказать, человеческого ресурса?

– Ядро платформы «ДА» составля­ют бывшие фронтисты, а их взгляды известны. В силу своей неискорени­мой русофобии, они готовы закрыть глаза на всё что угодно, лишь бы сно­ва не пришли «эти русские». И хотя носителей подобных взглядов в стра­не от силы 10-12 процентов, эти люди очень активны. Кроме того, в их руках большое количество разнообразных СМИ. Именно поэтому сегодня в стра­не мы наблюдаем такую перевёрнутую пирамиду: по всем опросам большин­ство населения Молдовы выступает за Евразийский экономический союз, считает себя молдаванами, а свой язык – молдавским, но во власти и в медийном пространстве постоянно продвигаются идеи, поддерживаемые абсолютным меньшинством.

Потому протест, организованный «Нашей Партией» и ПСРМ, восприни­мается платформой «ДА» как сугубо враждебный. Другое дело, что количе­ственное, качественное, организаци­онное преимущество, несомненно, на стороне Усатого и Додона. Если они смогут добиться досрочных выборов, их присутствие в законодательном ор­гане, возможно, будет весьма впечат­ляющим.

– Фигура Усатого разрастается буквально на глазах. Что мы видим: политика новой генерации или он всё равно, что называется, плоть от плоти, просто немного более ре­шительный?

– Я не раз замечал, насколько сильно политиков вроде Воронина или Дьякова, а также экспертов, ко­торым уже стукнуло 60, раздража­ет Усатый. Но им придётся принять простую вещь: произошла смена по­колений. Сегодня даже Филат – ста­реющий политик, он занимается этим уже 20 лет.

Некоторые наши политологи гово­рят, что Усатый играет на инстинктах быдла. Но его, как и Додона, поддер­живают сотни тысяч людей – глупо об­зывать их всех быдлом. И не вина Уса­того, что Снегур, Лучинский, Воронин всё, простите, профукали, не оставив преемников. Значит, всё пространство на левом фланге теперь неизбежно перейдёт в руки Усатого и Додона. Но чтобы это случилось, нужны новые выборы.

– А более… брутального вариан­та вы не допускаете?

– На силовой сценарий – захват зданий, погромы – может пойти плат­форма «ДА», потому что ей за это ни­чего не будет. ПСРМ и «Наша Партия» такого позволить себе не могут, пото­му что мгновенно будут запрещены. Нет, этот вариант не для них, и слава Богу.

– Дмитрий, что по гамбургскому счёту в сегодняшней мутной воде стоит на кону? Молдавская государ­ственность?

– Да. Ныне появилось слишком много желающих объявить молдав­скую государственность несостояв­шейся, разумеется, с последующим аншлюсом.

Последняя перепись населения показала, что на правом берегу се­годня осталось меньше трёх милли­онов населения, в Приднестровье – 450 тысяч. Это уровень 1961 года. По прогнозам ООН, к середине века в Молдове будут жить два миллио­на человек. Полагаю, эта ситуация сама формулирует для нас нацио­нальную идею, которую так долго искали: сохранить молдаван как на­род, Молдову, как независимое го­сударство…

Дмитрий ТЕРЕХОВ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,17–0,16%
EUR19,06–0,70%
GBP22,90–0,57%
UAH0,44–0,26%
RON3,83–0,69%
RUB0,18–0,84%

Курсы валют в MDL на 21.11.2024

Архив