Газета "Кишиневские новости"

Новости

Европейская интеграция в Молдове обанкротилась

Европейская интеграция в Молдове обанкротилась
17 сентября
00:00 2015

Запад решил поменять олигархов на послушных представителей проамериканского «гражданского общества»

В последние дни для многих стало очевидно, что вМолдове разво­рачивается попытка очередного «оранжевого» переворота, осущест­вляемая созданной для этой цели политической силой, названной «Платформа DA». О своем видении по­ложения в стране рассказывает пред­седатель Партии социалистов Респу­блики Молдова (ПСРМ) Игорь Додон.

– Игорь Николаевич, в рядах участ­ников антиправительственного митин­га мы видим сотрудников организаций, получающих финансирование от Запа­да – так называемых правозащитников, экспертов, журналистов и так далее. Мы видели нежное отношение к ним проза­падного правительства, в день митинга достаточно жестко подавившего протест левых сил. Причём «демократичная» «Платформа DA» поддержала разгон левого митинга и аресты. Я не говорю о молдавских правозащитниках – они защищают только тех, кого им укажут. Очевидно, что в Кишиневе разворачи­вается конфликт между двумя правыми прозападными политическими группи­ровками. Что же происходит? Нас ведут по грузинскому пути – меняют режим на чуть более свежий и управляемый?

– Я думаю, что западники, американцы хотят поменять зарвавшихся проевропей­ских олигархов, которые пришли к власти 6 лет назад с помощью США и ЕС, на бо­лее послушных представителей проаме­риканского «гражданского общества», и сделать это хотят, воспользовавшись не­довольством населения. Большинство людей, вышедших на площадь 6 сентября, вышли не за геополитические лозунги, а против этой власти, против коррупции, про­тив олигархов. «Платформа DA» пытается оседлать эту волну и использовать в своих политических интересах. Скорее всего, за этим сценарием стоят западные полит­технологи, и я согласен, что нас пытаются провести по грузинскому сценарию.

Запад понимает, что если будут до­срочные выборы, то к власти придут промолдавские силы, левоцентристские партии. Поэтому он пытается сделать опе­режающий ход – самому снять олигархов и поставить более лояльных себе пред­ставителей.

Я скажу вам, что у нас была готовность выводить людей, ставить палатки ещё в середине августа. Однако все понимают, какова была бы реакция властей и при­надлежащих олигархам СМИ: все сказали бы, что это «рука Москвы». Поэтому мы приняли решение: на первом этапе пусть правые выходят на площадь против проев­ропейской власти, но это не означает, что в ближайшие дни мы, левоцентристские партии, парламентская оппозиция, не вы­ведем своих людей на площадь.

– Каким образом можно снять оли­гархов, ведь Плахотнюк не занимает никаких постов, а досрочные выборы его не пугают?

– Думаю, что досрочные парламент­ские выборы не выгодны западным кукло­водам. Я уверен, что в ближайшее время так называемое гражданское общество откажется от требования досрочных пар­ламентских выборов.

– А что же они сделают с Плахотню­ком?

– Задача-максимум инициаторов ки­шиневских событий состоит в том, чтобы под давлением площади и по просьбе за­падных дипломатов Плахотнюк и Филат полностью оставили политику. И тогда без досрочных выборов, оставив прежнее парламентское большинство, объявив, что олигархов больше нет, можно двигаться 1,5-2 года до следующих парламентских выборов, а за это время вырастить дру­гую проевропейскую, антимолдавскую, антироссийскую партию на правом флан­ге. Задача-минимум – напугать олигар­хов, чтобы они сдали ключевые посты в управлении государством подконтрольным Западу политикам. Отдать должность Ге­нерального прокурора, руководителя Нац­банка и другие ключевые позиции полно­стью лояльным Западу людям.

– Но у нас нет других, «хороших» олигархов. Бизнес невозможно оторвать от политики, оставить политику – озна­чает оставить бизнес. И американский посол не будет лично контролировать каждого значимого чиновника.

– Посмотрите, что произошло на Украи­не. На ключевых должностях там частично удалось поставить «смотрящих» от Запада. Думаю, что у нас они попробуют повторить этот опыт. Будут использовать, например, Майю Санду, которая в прошлом работала во Всемирном банке и, безусловно, будет выполнять все указания, которые получит от Запада. А, скажем, Юрие Лянкэ сейчас уже более зависим от олигархов, и мне кажется, что у западных представителей к нему появились вопросы.

– Что в такой ситуации делать ле­вым? Немыслимо поддерживать пра­вящий альянс, шесть лет находящийся у власти и не вызывающий у населе­ния ничего, кроме отвращения. Но если поддержать «Платформу DA», то можно привести к власти ещё более радикаль­ных правых.

– Левые, по моему мнению, должны сделать несколько важных вещей. Пер­вое – они должны объединиться в единой протестной волне, невзирая на партий­ные различия и прошлые обиды. Второе – нужно разъяснять людям, что всё, что мы имеем сейчас, – результат шести­летнего правления тех, кто ведёт страну по пути европейской интеграции. Нужно показать, что европейская интеграция в Молдове обанкротилась. Третье – нужно добиваться досрочных парламентских выборов, причём добиваться мирными протестами, которые, скорее всего, нач­нутся до конца сентября. «Платформу DA» поддерживать мы категорически не должны.

– Но вы можете это сделать, сами того не желая.

– А мы это и сделали, если вы заме­тили. Партия социалистов осознанно усту­пила площадь (у ПСРМ было разрешение на проведение митинга на площади столи­цы. – Ред.), призвала сторонников выйти на митинги против олигархов. Всей стране выгодно, чтобы как можно больше людей протестовало против этой власти. Но как политическая партия выходить под лозун­ги вступления в НАТО и объединения с Ру­мынией мы не будем.

«Платформа DA» – это в большой мере правые маргиналы, националисты. Если им удастся создать политическую партию, то они будут в том же избирательном сег­менте, где сегодня находятся Михай Гимпу и Виталия Павличенко.

– Запад не пугают радикальные на­ционалисты во власти?

– Им это выгодно, потому что ради­кальные националисты без обсуждения выполняют приказы. Неудобны государ­ственники и левоцентристские силы, пото­му что государственники никогда не пойдут, к примеру, на то, чтобы развязать войну в Приднестровье, объединиться с Румыни­ей, разместить военные базы НАТО.

– В отсутствие реальных левых ра­дикалов власти пытаются изобразить радикалами группу Григория Петренко, Павла Григорчука, Марка Ткачука. Какой в этом смысл?

– Нужен враг, нужно показать угрозу, напугать молдавское общество. Я хочу напомнить, что последние десять дней перед парламентскими выборами телека­налы Плахотнюка и его блогеры активно говорили о том, что социалисты сразу по­сле выборов устроят здесь Донбасс, меня показывали с пистолетом каждый вечер. Они пытаются создать образ врага в лице промолдавских сил, которые смотрят в сто­рону евразийской интеграции.

Мы на следующий день после арестов выступили с заявлением в поддержку про­тестов «Красного блока» Григория Петрен­ко. Мы общались с ними до протестов и предлагали им не выходить в этот день, а выйти с нами вместе через неделю-полторы всем левоцентристским фронтом. Мы выведем на площадь ничуть не мень­ше людей, чем было 6 сентября. Но они приняли такое решение, и это их право. Мы будем делать всё возможное для их освобождения, используя все возможные инструменты, политическую трибуну, не прячась за лозунги, как это делают нацио­налисты из «Платформы DA».

– На днях в Киеве прошла трёхсто­ронняя встреча между ЕС, РФ и Украи­ной, на которой были рассмотрены опасения России, связанные с соглаше­нием об ассоциации между ЕС и Украи­ной. В это же время Москва постоянно напоминает Кишиневу о необходимо­сти проведения заседания российско-молдавской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам, однако Кишинев продолжает молчать. Как это следует понимать?

– В российско-европейских отноше­ниях наступает переломный момент – 1 января 2016 года, когда вступает в силу экономическая часть Соглашения об ас­социации Украины и ЕС. С этого момента России придётся выйти из Договора о сво­бодной торговле с Украиной, что чревато для украинской экономики большими про­блемами. Мы видим, что произошло в Мол­дове после того, как экономическая часть соглашения с ЕС вошла в силу в сентябре 2014 года – Россия вышла из зоны свобод­ной торговли с Молдовой, были установ­лены пошлины на большинство товаров и запреты на некоторые из них. Конечно же, Украине нужно срочно договариваться с Россией, иначе Западу придётся её кор­мить, и речь пойдёт о других суммах.

Когда Россия что-то предлагает Молдо­ве, молдавские чиновники сразу оглядыва­ются на кураторов из Брюсселя и Вашинг­тона – большинство решений молдавской власти за последние годы принимается там, у этой власти нет независимой на­циональной политики ни в экономической сфере, ни в оборонной, ни в территори­альной. А Европейский союз пока не реа­гирует на проблемы Молдавии – слишком маленький рынок.

– Буквально вчера известный по­литолог Ростислав Ищенко высказал предположение, что американцы не­довольны молдавскими властями, проявившими мягкотелость и позво­лившими России обеспечить ротацию и снабжение миротворцев, чем упустили повод для молдо-румынско-украинской операции в Приднестровье. Пока Ва­шингтон ещё рассчитывает на то, что власти Молдовы испугаются путча и начнут реализовывать американскую политику, но если власти не одумают­ся, то «оранжевым» позволят их свер­гнуть.

– Я не согласен с этой интерпретацией. Я думаю, что Запад хочет сместить олигар­хов потому, что из-за них он теряет здесь поддержку. Шесть лет назад европейскую интеграцию в Молдове поддерживали 65-68% населения, потом были годы серьёз­ных экономических и политических инве­стиций со стороны Запада, и что же мы видим: поддержка европейского вектора в Молдове чуть больше 32-34%, то есть упа­ла вдвое. За эти шесть лет в страну вошли из-за рубежа 2,5-3 млрд долларов, никог­да Молдове столько денег не давали. Для того, чтобы получить 10 млн долларов от ЕК или ВБ, в 2006-2008 годах мы проводи­ли реальные реформы, а этим ребятам за­падники давали миллиарды и всё прощали. Прошли годы, миллиарды ушли, «истории успеха» нет и к тому же умудрились украсть миллиард евро из банков. Западу нужно решать, что делать дальше? Оставить этих ребят у власти означало бы, что через какое-то время евроинтеграцию будут под­держивать уже 10% населения. В том, где сейчас находится Молдова, самая большая доля вины лежит на Западе. И сейчас они пытаются исправить свою ошибку.

– Таким образом, нынешнюю власть Запад будет валить в любом случае?

– Думаю, да. Они исчерпали себя. Им нечего предложить Западу. Я бы сказал, что для Плахотнюка досрочные выборы – это мягкий способ ухода из политики.

– А нельзя предположить, что это попытка хаотизации Молдавии по укра­инскому сценарию для того, чтобы лик­видировать Приднестровье?

– Это самый плохой сценарий и са­мый опасный. Я не исключаю, что если определённые силы поймут, что у них не получается поменять шило на мыло без досрочных выборов, поймут, что неизбеж­ны выборы, на которых победят левые, то у кого-то в голове может появиться мысль дестабилизировать ситуацию. Мы будем делать всё возможное, чтобы не допустить этого. И я очень надеюсь, что у некоторых представителей нынешней власти срабо­тает инстинкт самосохранения, и они из­влекут уроки из того, что происходило и происходит на Украине.

– Вы считаете, что выступления правых могут привести к укреплению промолдавских и прогосударственных сил?

– Я уверен, что промолдавские и прогосударственные силы в ближайшее время перехватят инициативу по свер­жению этой власти, потому что у проза­падных представителей «гражданского общества» нет желания идти на досроч­ные парламентские выборы. Когда народ поймёт это, разочарование в них будет ещё больше. Уже есть разочарование крайне правыми, националистическими, маргинальными лозунгами. Если мы вы­ступим единым фронтом, не выясняя, кто из нас первый, кто второй, кто третий, то мы одержим победу. Правые выступили первыми, и теперь упрекать, что мы дей­ствуем по сценарию Москвы, нас никто не сможет. И когда на других площадях появятся сто-двести-триста палаток, то я хочу видеть, как власти будут снимать наши палатки и оставлять эти.

Мы вышли с инициативой изменить в парламенте конституцию с тем, чтобы вернуться к избранию президента все­общим голосованием. Я официально обратился ко всем лидерам партий с таким призывом. Но, судя по всему, пра­вые партии, которые много лет клялись вернуть народу право самому избирать президента, отказались от своих обе­щаний. Поэтому до конца сентября мы проведём заседание инициативной груп­пы и подадим документы в ЦИК, чтобы начать сбор подписей. Наша задача – до нового года собрать 400 тысяч подписей, представить их в ЦИК и добиться прове­дения референдума в первом квартале следующего года.

Беседовал Олег КРАСНОВ.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD18,220,00%
EUR18,980,00%
GBP22,83+0,02%
UAH0,440,00%
RON3,810,00%
RUB0,170,00%

Курсы валют в MDL на 23.11.2024

Архив