Болезнь – непозволительная роскошь
В стране в восьмой раз с начала года подорожали лекарства
Вот и все: выборы прошли, готовьте кошельки, дорогие сограждане. Агентство по лекарствам объявило о подорожании более чем четырехсот наименований медикаментов после очередной регистрации препаратов. Связано это, как объясняют в ведомстве, с девальвацией лея.
В соответствии с действующим законодательством, для обеспечения фармакологической безопасности импортеры обязаны регистрировать медикаменты каждый год. В списке подорожавших лекарств – в основном препараты, произведенные в Европе и в странах СНГ. Но не стоит удивляться, если вы обнаружите, что и медикаменты отечественного производства теперь тоже стоят больше: сырье для них все равно закупается за рубежом за валюту.
Подорожание произошло в результате обесценивания лея по отношению к основным иностранным валютам. При этом наблюдается парадоксальная ситуация: в среднем цены на медикаменты в иностранной валюте на 6,98% ниже прошлогодних, а в национальной валюте они выросли на 2,97%. И за это отдельное спасибо молдавским властям. Которые, как, считает эксперт, доктор экономики, ведущий научный сотрудник Института экономических исследований АН РМ Михаил Пойсик, совершенно не заинтересованы в стабилизации лея. По его мнению, лей рухнул в результате беспрецедентной кражи из трех проблемных банков, но вместо реальных поисков похищенных средств и виновников этого преступления мы видим лишь имитацию этой деятельности. Между тем, действенные рычаги для стабилизации курса национальной валюты имеются, но их никто не использует.
Всего какой-то месяц назад чиновники от медицины с гордостью заявляли, что благодаря укреплению лея стоимость медикаментов снижается на 5,4%. Однако с начала года, в связи с обесцениваем национальной валюты, лекарства, включая препараты первой необходимости, подорожали на 30%. То есть даже после майского снижения цена медикаментов была выше, чем годом раньше, на двадцать пять с лишним процентов. Добавьте к этому нынешнее трехпроцентное увеличение стоимости (кстати, повторим, уже восьмое с начала года!) – и получим почти те же 30%. К слову, по закону пересматривать цены в сторону увеличения можно, только если курс национальной валюты упал на 5%. Неужели за месяц лей так резко обесценился?
А пенсии, напомним, с 1 апреля проиндексированы всего на 7,95%, и даже после этого покрывают прожиточный минимум менее чем на 80%. Между тем, пенсионеры, как известно, – одни из основных посетителей аптек. Достаточно часто заглядывают туда и члены семей с детьми, и представители других категорий населения. Практически никто из них (не считая узкой группы высокопоставленных персон) богаче не стал. А от того, есть ли возможность вовремя приобрести и принять лекарство, нередко зависит не только здоровье, но и жизнь. В общем, расчет у импортеров медикаментов и фармацевтов железный: никуда люди не денутся, все равно купят нужное лекарство.
Кто спорит: богатым и здоровым быть лучше, чем бедным, но больным. Только большая часть нашего населения, вне зависимости от возраста, к сожалению, богатырским здоровьем похвалиться не может. И выходит, что болезнь для нас – непозволительная роскошь. Перейдем на бабушкины методы лечения?
Елена РОЙТБУРД.