Газета "Кишиневские новости"

Новости

В аэропорту решили навести чистоту

В аэропорту решили навести чистоту
28 мая
00:00 2015

Власть вдруг обнаружила темные места в договоре концессии

1 ноября 2013 года Кишинев­ский международный аэро­порт по решению правитель­ства был передан в концессию компании «AviaInvest» сро­ком на 49 лет. За это время но­вый владелец сумел более чем на 34% по сравнению с преды­дущим годом увеличить число перевезенных пассажиров. Врезультате Международный совет аэропортов Европей­ского региона отдал нашему аэропорту первое место среди европейских аэропортов с объ­емом пассажирских перевоз­ок до 1,5 миллионов человек в год в номинации «Самый бы­стро развивающийся аэропорт стран СНГ». Анесколько дней назад в Кишиневском между­народном аэропорту была сда­на в эксплуатацию одна из са­мых вместительных в Молдове многоуровневая парковка, что предусмотрено одним из пун­ктов договора концессии.

Правительство ввели в заблуждение

Все вроде бы идет хорошо. Но на прошлом заседании правитель­ства премьер-министр Кирилл Габу­рич грозно потребовал проверить, как именно аэропорт был передан в концессию. «В 2013 году правитель­ство ввели в заблуждение, что каса­ется условий, на которых передан в концессию аэропорт», – заявил пре­мьер. Габурич поручил Генеральной прокуратуре, МВД и Национальному центру по борьбе с коррупцией про­вести расследование того, насколько лояльной была сдача в концессию.

А журналисты интернет-портала NewsMaker.md выяснили, что этим вопросом интересуется и президент Николай Тимофти, направивший правительству письмо, в котором предупредил «о недопустимости не­предвиденных сюрпризов, связанных с аэропортом».

Что же вдруг случилось, поче­му проснулась власть? Похоже, ее разбудило утверждение главы На­ционального центра по борьбе с коррупцией Виорела Кетрару, кото­рый на парламентских слушаниях, посвященных беспрецедентной бан­ковской афере, высказался в том духе, что часть денег, выведенных из трех банков, никуда из страны не исчезала и вложена в качестве инве­стиций в Кишиневский международ­ный аэропорт.

Знающие люди утверждают, что уже создана комиссия с участием представителей антикоррупционного ведомства, министерств финансов, экономики и внутренних дел, а также органа гражданской авиации. Резуль­татов проверки пока нет, но итогом ее, не исключено, может стать рас­торжение договора концессии.

Что-то во всей этой истории есть неуловимо знакомое. Ну конечно! Помнится, пару лет назад Banca de Economii так же отдали в частные руки, а потом вернули обратно в соб­ственность государства. Тоже под предлогом, что при приватизации «правительство ввели в заблужде­ние». Что же это у нас за власть та­кая, которую ничего не стоит обвести вокруг пальца? И сколько раз будут проевропейские правители Молдовы наступать на одни и те же грабли?

Кто заплатит за отмену

История с передачей из рук в руки Banca de Economii (в котором, кста­ти, именно после возврата финансо­вого учреждения государству обна­ружилась гигантская дыра) далека от завершения. Ведь добросовест­ный приобретатель дополнитель­ной эмиссии акций, впоследствии аннулированной молдавским судом, вправе через международный суд потребовать возмещения убытков, включая значительные инвестиции в банк, сделанные за время владения им. И юристы российского покупате­ля, как было заявлено, уже готовят соответствующие документы. Шансы на то, что Молдова дело проиграет, практически стопроцентны. И тогда платить по иску придется из госбюд­жета, то есть, опять же, из нашего кармана.

Договор концессии аэропорта тоже просто так расторгнуть нель­зя. Экс-министр экономики Вале­рий Лазэр, в бытность которого ру­ководителем ведомства и отдали главную воздушную гавань страны, заявил порталу NewsMaker.md, что в принципе у правительства есть право досрочно расторгнуть кон­тракт. Но тут должно быть либо со­гласие концессионера, что вряд ли возможно, либо решение суда. При этом любое расторжение контракта влечет за собой выплату компенса­ции. «Только правительство может решить, стоит ли платить такую цену за расторжение»,— отметил Лазэр и не исключил, что решение об аннулировании концессии будет «политическим».

Бывший министр подчеркнул, что основанием для обращения в суд может стать нарушение концес­сионером условий контракта. Но, признал Валерий Лазэр, условия договора в основном выполняются: полная работоспособность аэропор­та обеспечена, ежегодный пассажи­ропоток увеличивается, а инвестици­онная программа реализуется даже с опережением.

Генеральный директор Кишинев­ского международного аэропорта Петру Жардан абсолютно убежден, что оснований для аннулирования концессионного договора нет: «Объ­ем инвестиций на первоначальном этапе намного превысит оговорен­ные в контракте, согласно которому мы должны на первом этапе вложить 45 млн евро. Мы сдали в эксплуата­цию автопарковку. Планируем в те­чение двух-трех месяцев завершить работы по расширению зоны приле­та, вылета, обработки багажа. Так­же планируем полностью изменить дизайн аэровокзала. В ближайшее время начнутся работы по рекон­струкции рабочих площадок, в том числе взлетно-посадочной полосы». В создании комиссии Жардан не ви­дит ничего особенного, потому что государство имеет право следить за ходом работ.

Представляете, сколько денег в очередной раз вытащат из наших семейных бюджетов, если придется выплачивать концессионеру компен­сацию?

Слабое звено

Впрочем, есть в истории с аэро­портом уязвимое для концессионера обстоятельство. За прошедшее с мо­мента заключения контракта время успели несколько раз смениться соб­ственники компании «Avia Invest». 95% ее акций принадлежит россий­скому ООО «Комаксавиа» А им те­перь владеет малоизвестная британ­ская компания «TB Team Management LLP», хозяева которой – фирмы из оффшоров, с Британских Виргинских островов и из Арубы, входящей в со­став Королевства Нидерландов. Вот эта смена собственника, по мнению Валерия Лазэра, и может стать осно­ванием для расторжения контракта, если правительство посчитает, что у инвестора недостаточно средств для развития аэропорта. Правда, пока наблюдается как раз обратное: работы в аэропорту ведутся.

Юристы говорят, что «уход» аэро­порта в оффшоры может объяснять­ся, во-первых, тем, что это безнало­говая зона. А во-вторых, желанием обезопасить собственность. Ведь известно, как легко в Молдове ото­брать у владельцев привлекатель­ные активы, которые приглянулись сильным мира сего.

На фоне банковского скандала передачу Кишиневского междуна­родного аэропорта связывают с име­нем Илана Шора, который возглав­ляет Административный совет «Avia Invest». Бизнесмен якобы решил прибрать к рукам доходный объект и тем нанес государству ущерб в осо­бо крупных размерах. Что там было на самом деле, и было ли, и кто ви­новат, должно установить следствие и подтвердить суд. Но почему-то ка­жется, что переводя и эти стрелки на Шора, власть как раз пытается отве­сти подозрения от себя.

Между прочим, в канун парла­ментских выборов с высоких трибун не раз звучали требования вернуть аэропорт в собственность государ­ства в целях обеспечения нацио­нальной безопасности. А Партия либерал-реформаторов обжалова­ла в суде решение правительства Молдовы о передаче Кишиневского аэропорта в концессию. Но в первой инстанции политформирование дело проиграло. На начало июня намече­но рассмотрение иска в Апелляци­онной палате.

Похоже, нам еще очень долго бу­дут морочить голову этой историей. И, судя по всему, не только этой.

Елена РОЙТБУРД.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,77–0,23%
EUR19,06–0,24%
GBP22,23–0,23%
UAH0,45–0,20%
RON3,83–0,23%
RUB0,19–0,14%

Курсы валют в MDL на 26.04.2024

Архив