ГИМАЛАИ ЗАКРЫЛИ ДЛЯ АЛЬПИНИСТОВ
Новое землетрясение в Непале спровоцировало туристические санкции
ВНепале произошло очередное мощное землетрясение. Геологические службы зафиксировали новые разрушительные по силе подземные толчки, магнитуда которых равнялась 7,4. Эпицентр находился в 40 км на восток от Бхактапура, недалеко от Эвереста. Глубина залегания очага — около 18 км. Это совсем рядом с базовым лагерем, где еще недавно находилась российская экспедиция, члены которой 9 мая были эвакуированы из Гималаев.
О непростом решении покинуть Непал рассказал «МК» известный альпинист, организатор и участник 11 гималайских экспедиций Александр Абрамов.
— Решение покинуть Непал было правильным?
— Две недели назад, когда мы были в Гималаях, эпицентр находился в 82 километрах к северо-западу от Катманду, в 100 километрах от Эвереста. Сегодня он сместился к Бхактапуру, это буквально в 30 км от нашего базового лагеря. Если бы не уехали, оказались бы в самом эпицентре. Серьезные разрушения сейчас будут как раз со стороны Тибета. Но, думаю, что многое, что должно было упасть — упало во время предыдущего землетрясения, 25 и 26 апреля.
— У вас тогда была угроза жизни?
— Наша команда во время первого землетрясения совершала переход из базового лагеря в промежуточный. Со всех склонов летели камни. Группа Валдиса Пельша, которая снимала фильм про нашу экспедицию, успела все это заснять. Никто тогда не пострадал, но было достаточно опасно.
Китайские власти попросили нас прекратить восхождение. Не только нас, но и другие 15 экспедиций, которые были под Эверестом. Представители Поднебесной утверждали, что в ближайшие две недели произойдет еще одно сильное землетрясение. Мы восприняли эти заявления как простую перестраховку. Когда сегодня услышал о новых сильных толчках, порадовался, что успели эвакуироваться. Говорят же, что у человека, как и у кошки, 9 жизней. У меня были ситуации, когда я падал в вертолете, срывался с 30-метровой скалы. Сейчас, в Непале, похоже, реализовал еще одну жизнь.
Мы были в Катманду и видели, что город не сильно пострадал, чего не скажешь о деревнях в ущельях, где реально сошли склоны, где были камнепады. Там снесло целые поселения. В Катманду были разрушены только старые здания и пагоды, которые возводились несколько сот лет назад «на глине», без применения цемента и арматуры.
— Сейчас в Гималаях нет наших альпинистов?
— Ни одного альпиниста не осталось. Из-за сильного землетрясения, произошедшего 25 и 26 апреля, все программы были свернуты, все участники разъехались. Кто радуясь, что остался живой, кто чертыхаясь, что не выполнил намеченные планы, тем более что экспедиции эти достаточно дорогостоящие. Участники потеряли достаточно большие суммы денег. Но потеря эта относительная, главное — остались живы. Большинство из тех, кто был вынужден уехать, собираются вернуться в Гималаи на следующий год.
— Какие решения приняты в связи с землетрясениями?
— На ближайшее время все восхождения в Гималаях, как со стороны Непала, так и со стороны Тибета, запрещены. Новая информация поступит не ранее июля. Сейчас мы отменяем все свои осенние программы, связанные с Непалом. Имеются в виду не трекинг-туры по пересеченной местности без специальной подготовки участников, а именно восхождения. Мы планировали осеннюю экспедицию на Чо-Ойю (8201 м), но из-за непонятной обстановки приняли решение ее отменить.
То, что «не догуляли», не доходили на Эвересте, будем реализовывать в Перу. Улетаем туда 20 мая. Предстоит восхождение на высочайшую вершину Перу — Невадо Уаскаран (6768 м). Потом будет Эльбрус и Казбек.
Светлана САМОДЕЛОВА