В Нацбанке живут на широкую ногу
Счетная палата выявила большие нарушения в расходовании публичных средств
Мы уже рассказывали о том, как руководство Национального банка набрало себе многомиллионные льготные кредиты по смешной ставке – 0,5% годовых (коммерческие банки взимают сзаемщиков 12-15% в год). Но это, как выяснилось, далеко не все, что позволяла себе администрация главного финансового учреждения страны.
Заработки в обход норм закона
Аудит показал, что долгосрочные кредиты на льготных условиях выдавались и работникам Нацбанка рангом пониже президента и его заместителей на общую сумму свыше 31,5 млн леев. И с учетом разницы процентных ставок с каждого полученного миллиона обладатели кредитов ежегодно зарабатывали по 95 тыс. леев.
Кроме того, аудиторы пришли к выводу, что заработки членов Административного совета Национального банка не соответствуют нормам закона. Ежемесячный оклад составляет около 63,1 тыс. леев, а заработок некоторых достигает 73,8 тыс. леев, что сопоставимо с 15-17,5 среднемесячными зарплатами по стране. Таким образом, допущено неравенство с зарплатами в других учреждениях. Также были неэффективно потрачены 45,6 млн леев, из которых 35,9 млн леев — поощрительные премии. За что, интересно: за то, что проморгали миллиардную кражу из трех коммерческих банков?
Гулять так гулять!
Не жалели в Нацбанке средств и на социальные нужды своего персонала. В отчете говорится: «По ряду контрактов было оплачено 657,7 тыс. леев. Из них 177,2 тыс. — на организацию праздников, 150,8 тыс. леев — на экскурсии, 72,8 тыс. леев — на походы в театры и 68,4 тыс. леев — на услуги и фитнес. В некоторые зарубежные командировки сотрудники летали бизнес-классом, расходы на это составили 393,5 тыс. леев, что обошлось в два раза дороже, чем могло бы стоить». Многие ли наемные работники могут похвалиться тем, что их работодатели так заботятся о досуге и комфорте своего персонала?
Дальше падать некуда
В Национальном банке с претензиями Счетной палаты не согласились. «Мы работали строго в соответствии с законом. То, что содержится в отчете, не больше чем мнение аудитора, а решение принимается членами Счетной палаты, – заявил Ион Стурзу. – Национальный банк представил законное обоснование по каждому замечанию». Он обвинил Счетную палату в том, что этот аудит подрывает имидж Молдовы в глазах Европы. В ответ Серафим Урекян справедливо заметил, что после банковского скандала имиджу Молдовы дальше падать некуда. И напомнил, что несколько лет назад после аудита в Banca de Economii Счетная палата нашла там огромные финансовые нарушения и указала на это Дорину Дрэгуцану. Но тогда ни в правительстве, ни в парламенте, ни в правоохранительных органах на это внимания не обратили. И лишь когда стало известно об исчезновении миллиарда долларов, все всполошились.
Елена РОЙТБУРД.