Газета "Кишиневские новости"

Общество

НЕПАЛ ПОД НАТИСКОМ СТИХИИ

НЕПАЛ ПОД НАТИСКОМ СТИХИИ
30 апреля
00:00 2015

Число погибших в результате сильнейшего землетрясения в Не­пале превысило 2 тысячи. Об этом передает Agence France-Presse со ссылкой на власти страны и офи­циальных представителей близле­жащих государств, которые также пострадали от разрушительного природного явления. Тысячи людей получили серьезные травмы. На Эвересте из-за подземных толчков произошли сходы лавин, в резуль­тате которых погибли около двух десятков альпинистов. Известно, что в районе катастрофы также на­ходятся российские экспедиции.

Одна из российских групп, которая в на­стоящее время находится у Эвереста и за­нимается съемкой документального фильма про восхождение на высшую точку планеты, не пострадала. В съемочной группе оказал­ся российский телеведущий Валдис Пельш. Мы связались с вице-президентом Фе­дерации альпинизма Иваном Трофимо­вичем ДУШАРИНЫМ, участвующим в экспедиции.

— Эпицентр землетрясения находил­ся в 80 километрах к востоку от Катман­ду. Обозначьте свое местоположение.

— Мы сейчас находимся в базовом лаге­ре под Эверестом. Обстановка сложная, но в принципе ничего страшного не происходит. Землетрясение было сильное, и нас продол­жает трясти. Буквально час назад был очень сильный толчок. Но мы находимся в отно­сительно безопасном месте. К нам прибы­ли представители власти Китая. У нас одна группа находится наверху, они предложили, чтобы она спустилась. Группа в ближайшие часы спустится вниз. С ребятами все в по­рядке.

— Валдис Пельш с вами?

— Да, я только что вышел из большой ку­хонной палатки, где мы вместе пили какао. Валдис еще находится там, он немного раз­дражен от непрерывно поступающих звон­ков. Вся его киногруппа находится в базовом лагере, у нас пока проблем никаких нет. Идет снег, бушует непогода, но ничего критиче­ского, того, что вызывало бы опасения, нет.

— Вы находитесь в Тибете, на север­ной стороне Эвереста?

— Да. К сожалению, снежная и ледовая обстановка на южной стороне Эвереста мно­гократно более тяжелая, чем с северной. На северной стороне мало выпадает осадков, здесь снега не так много. С южной стороны снежного покрова больше, поэтому зем­летрясение могло вызвать лавину и гибель людей. Со стороны Непала все гораздо тя­желее, чем со стороны Тибета.

— По сообщению президента Ассо­циации альпинизма Непала Анга Черин­га, свыше 60 альпинистов были ранены в результате схода лавины. В базовом лагере они ожидают эвакуации.

— Я не могу по этому поводу ничего ска­зать. Мы находимся высоко в горах, на 5300 метрах. Нас пока никто не эвакуирует. Мы в относительной безопасности.

— Вы будете спускаться самостоя­тельно?

— Нет, мы ждем, что обстановка норма­лизуется, чтобы продолжить работу. Если погода позволит, мы надеемся выполнить свои планы. Киногруппа отснимет все, что положено. Также и спортивная группа аль­пинистов выполнит все, что было намечено.

Вторая группа во главе с президентом ФАР Андреем Волковым, которая путеше­ствует в горах Непала с 22 апреля, также цела. Как сообщается на сайте федерации, команда Волкова сейчас находится в Гокио (Непал). «Все живы и здоровы. Видели «дви­жение гор» и сход лавин. Решают, что делать дальше», — говорится в сообщении ФАР. Нам не удалось дозвониться до их предста­вителей: мобильные телефоны альпинистов были вне зоны доступа. Тем временем заме­ститель главы МЧС РФ Владимир Степанов сообщил, что наших соотечественников нет среди погибших и пострадавших в результа­те природного явления в Непале.

Как передает Би-би-си, на Эвересте по­гибли как минимум 17 человек (по данным индийских военных — и вовсе 65). Более 60 путешественников получили травмы раз­личной степени тяжести. Сообщается, что это самое масштабное число жертв в со­временной истории, вызванное сходом ла­вин на этой вершине. Как пишет британская The Guardian, в числе погибших на Эвересте — топ-менеджер Google Дэн Фребинбург, который скончался из-за серьезных травм головы. Он находился на горе с тремя кол­легами, которые не получили серьезных ранений. Сообщается, что пострадавших альпинистов доставляют в ближайший на­селенный пункт вертолетами. Около сотни путешественников оказались отрезанными от связи на базах, расположенных над ла­виной, но в настоящий момент их жизнь в безопасности.

Первый толчок магнитудой 7,8 произо­шел в Непале в субботу — примерно в пол­день по местному времени. В течение суток после землетрясения американские геологи зафиксировали свыше 30 повторных под­земных толчков магнитудой 4 и выше. Как пишет The Guardian, колебания, которые так­же ощущались в некоторых районах Китая, Тибета и Пакистана, разрушили историче­скую часть Катманду. Так, из-за подземных толчков полностью обвалилась 62-метровая смотровая башня Дхарахара — одна из по­пулярных достопримечательностей в центре непальской столицы.

Сам президент Непала Рам Баран Ядав был вынужден ночевать в палатке из-за угро­зы обрушения его резиденции. Такое реше­ние было принято после того, как на здании, которое было построено более 150 лет на­зад, были обнаружены трещины. По данным индийского телевидения, резиденция полу­чила значительные повреждения. Трагедию, которая произошла в эти выходные в Непале, называют самым ужасным землетрясением за последние 80 лет. Последний раз настоль­ко масштабное для Непала землетрясение произошло 15 января 1934 года. Тогда маг­нитуда толчков достигла 8,2, а количество погибших превысило 10 тысяч человек.

Тем россиянам, которые оказались в беде, в Катманду помогает центр подведом­ственного МИД РФ Россотрудничества.

— За помощью обратились порядка 250 человек, — заявил пресс-секретарь Рос­сотрудничества Сергей ШАТУНОВ. — У нас разбит палаточный лагерь для соотече­ственников. Около 100 человек находятся непосредственно в лагере, потому что им некуда идти. Наш Центр науки и культуры в Катманду обеспечивает их питанием, водой и электричеством. У них есть кров над голо­вой и теплые вещи. По возможности вместе с МИД России Россотрудничество занима­ется темой, связанной с возможной эвакуа­цией наших соотечественников. Среди них есть те люди, которые там живут или нахо­дятся в каких-то длительных командировках, и туристы.

— Сам центр Россотрудничества в Катманду не пострадал?

— Там рухнула одна из стен. К счастью, никто не пострадал из самих сотрудников центра. Его территория обнесена забором — он тоже упал, но рядом со зданием есть площадка, вокруг которой нет высоких до­мов. Поэтому там и был разбит лагерь, что­бы в случае повторных колебаний ничего не случилось… Там нет стационарной телефон­ной связи, практически нет мобильной свя­зи — она не везде налажена. Там перебои с обычной водой, не говоря уже про питание и электроэнергию. Столица достаточно се­рьезно разрушена…

РОССИЙСКИЕ ТУРИСТЫ РАССКАЗАЛИ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НЕПАЛЕ

«Мы застали землетрясение, хотя мы живем от Катманду, за 200 км, — рассказы­вает россиянка Наталья Ларичева. — В на­шей деревне разрушений нет. Но наш дом ходил ходуном! Мы и все местные жители выбегали на улицу и первую ночь просидели на безопасной площадке около дома. Визу­ально было очень заметно: сковорода упала с плиты, все шаталось. Уже три дня перио­дически потряхивает, почти постоянно».

«Есть разрушения, — сообщил находя­щийся в Катманду турист из России Михаил Панин. — Нет технической воды. Питьевую подвозят. Можно купить бутилированную в маленьких магазинчиках. На данный мо­мент сжигают массово тела погибших. Ни­чего не восстанавливают. Мы сегодня (27 апреля. — Авт.) первый раз осмелились зайти в здание отеля. Здесь единственная точка доступа в Интернет. До этого Интер­нет сутки отсутствовал… Сегодня начали открываться магазины и рестораны. Даже сувениры начали продавать».

«Мы абсолютно не чувствуем себя в безопасности», — признаются журнали­стам жители Катманду, которые теперь вы­нуждены ночевать на улицах. Это касается не только тех, кто потерял кров, но и людей, чьи дома еще целы: они опасаются, что новых толчков жилища не выдержат, ведь большинство жилых построек в непальской столице весьма старые. Впрочем, отме­чают местные жители, даже многие новые здания, которые, казалось бы, должны были возводиться с поправкой на сейсмическую ситуацию в регионе, рухнули при первых же толчках.

«Мы как будто живем на раскачиваю­щемся корабле. Такова жизнь в Гималаях», — пишет в Facebook непальский журналист Кешаб Поудел.

Те, кому удалось выжить, стремятся обеспечить себя самым необходимым: в понедельник утром на бензозаправках вы­строились огромные очереди. Предприни­матели заявили, что не намерены повышать цены ни на топливо, ни на продукты питания. Магазины и аптеки, пережившие выходные, вновь открылись, пекарни предлагают лю­дям свежий хлеб.

В то же время местные руководители жалуются на то, что не получают достаточной поддержки от властей для преодоления по­следствий катастрофы. «Я видел поселения, где 70% домов разрушены. Многие люди не получают продуктов и лишены крова», — го­ворит представитель округа Горка.

К спасательным операциям привлече­ны сто тысяч военнослужащих, госпитали и больницы работают в экстренном режиме. По словам главы администрации района Катманду, ситуацию осложняют продол­жающиеся толчки — хоть и меньшей, чем на выходных, силы.

Ренат АБДУЛЛИН, Игорь СУББОТИН.

Поделиться:

Об авторе

admin

admin

Курсы валют

USD17,65+0,20%
EUR19,000,00%
GBP22,26+0,14%
UAH0,45+0,11%
RON3,820,00%
RUB0,19+0,10%

Курсы валют в MDL на 29.03.2024

Архив