ИТОГИ МИНСКА: ПОРОШЕНКО МОГУТ ЛИКВИДИРОВАТЬ
Как минские договоренности повлияют на судьбу президента Украины
Минские договоренности вряд ли облегчат жизнь президенту Украины Петру Порошенко. Если он начнет реализовывать мирный план, то «партия войны» может счесть его пораженцем и ополчиться против него. Если же мирный план сорвется, то президент рискует утратить доверие Европы и тех, кто хочет спокойствия на Украине. Как могут повлиять итоги переговоров в Минске на судьбу президента? Об этом мы спросили у политологов и получили два практически противоположных сценария.
Сергей МИХЕЕВ, гендиректор Центра политической конъюнктуры:
— Я не считаю Порошенко «голубем мира», потому что он мог погасить конфликт в Донбассе еще весной, но этого не сделал. А в нынешней ситуации при попытке выполнить договоренности он может получить очень большие проблемы в Киеве. Возможно, его попытаются отстранить от власти. Есть и более экстремальный вариант: его просто физически ликвидируют, как сакральную жертву. А потом сделают иконой украинской идеи, обвинят во всем Россию и скажут, что кровь горячо любимого президента взывает к отмщению. И возобновят войну. Это не фантастика, в этом были бы заинтересованы «партии войны» внутри Украины и вне ее.
— Интерес может и быть, но есть ли силы, чтобы воплотить такие планы?
— «Партия войны» весь год управляет ситуацией в стране. А демонстрация силы прошла совсем недавно, когда Порошенко хотел расформировать пару добровольческих батальонов, понимая, что они стали опасными. Но батальон «Айдар» собрался в Киеве, бойцы подожгли несколько покрышек перед администрацией президента — и решение было отменено. Вот и судите: есть у них сила или нет.
Владимир ЖАРИХИН, руководитель отдела Украины Института стран СНГ:
— Вряд ли Петра Порошенко встретят на родине как победителя. Но я бы не сгущал краски и не говорил о том, что его проклянут, а «партия войны» свергнет его как пораженца. Нужно понимать, что, с одной стороны, у него большой политический опыт — возглавлял два министерства, был депутатом, секретарем совета национальной безопасности, — и он умеет держаться на плаву. А с другой стороны, Украина — страна олигархическая, и настроения олигархов там определяют всё или почти всё. А капитализация их богатств из-за военных действий падает на глазах. Поэтому даже такой боевой украинец, как Коломойский, в последнее время стал говорить о мире.
— Но свои добровольческие войска он не распускает…
— Не распускает на всякий случай. Но подконтрольные ему и другим олигархам депутаты Верховной рады скорее всего поддержат мирные усилия Порошенко. Особенно в ситуации, когда мирные усилия исходят не просто от минской группы, то есть отставного президента Украины Кучмы с отставным министром социальной защиты России Зурабовым, а от европейских лидеров. Олланд и Меркель под этим подписались, вложили свой авторитет и будут требовать выполнения обязательств.
— Но разве радикалы, националисты не попытаются свергнуть Порошенко, если он пойдет на мир на унизительных, с их точки зрения, условиях? Одного-то президента они свергли…
— Конечно, могут попытаться. Но нужно учитывать, что у каждого из олигархов есть охранные структуры. Если их просуммировать, то численность будет выше, чем у армии Украины со всеми радикалами и добровольцами, вместе взятыми. Вместе олигархи смогут подавить любой путч.
— Взгляд Порошенко периодически казался затравленным. Видно, что ему приходится нелегко. А зачем нужны такие страдания богатому человеку? Какая у него мотивация оставаться до конца срока? Какие бонусы? Может быть, он уже сам хочет, чтобы его свергли и оставили в покое?
— Самый главный бонус — это то, что он стал первым в истории президентом Украины, который победил в первом туре. Такой кредит доверия — это бонус. Он чувствует поддержку населения.
— То есть им движет не выгода, а ощущение своей миссии?
— Конечно. Иначе он сидел бы в Майами и зарабатывал новые миллиарды. А у политиков есть идеи, эмоции, ощущение своей избранности и необходимости выполнить свою миссию. Политика — это не бизнес, а страсть.
Сергей МИХЕЕВ:
— Свержение для президента Порошенко может закончиться вовсе не Майами, а физической расправой. Он слишком глубоко вошел в историю. Это весной он мог выбирать между властью и личной безопасностью. Порошенко сделал свой выбор. Он хотел власти, шел к ней долго и получил ее со всеми обременениями. Наверное, он полагал, что все будет немножко более радужно, как ему обещали американцы, но вышло то, что вышло, и отступать поздно.
Михаил ЗУБОВ.