«НА СВАДЬБУ ПРИХОДЯТ С ОРУЖИЕМ, НО ПРЯЧУТ ЕГО ПОДАЛЬШЕ»
Как сегодня женятся в Донецке
Стремление мужчины и женщины создать семью неспособно остановить ничто — включая войну. Женятся сегодня и в Донецке, городе на военном положении. Как проходит в эти дни столь чуждое идущему вокруг кровопролитию событие в непризнанных республиках, нам рассказал местный организатор свадебных мероприятий Глеб Гончаренко.
Небольшой бизнес семьи Гончаренко из Донецка сейчас в упадке — организация свадеб и праздников, которыми они занимаются много лет, явно неуместна среди войны. Впрочем, жизнь, так или иначе, продолжается — и люди женятся даже под грохот артобстрелов.
— Моя мама выступает в роли тамады, отец занимается фото- и видеосъемкой, я — рекламой и техническим обеспечением. Организуем свадьбы уже лет десять, — рассказал Глеб Гончаренко. — Сегодня свадьба в городе — дело нечастое… Тяжелое экономическое положение, у многих погибли родные, пропали без вести. Те, кто решается на празднование, объясняют это желанием как-то порадовать и приободрить себя и близких, затеять хоть сколько-нибудь позитивное событие, выбраться в кафе, для похода в которое в обычный день ни поводов, ни возможностей у большинства уже нет. Собраться чуть шире, чем семейным кругом в квартире. Ну или когда свадьба была запланирована раньше, но откладывалась, и вот случилась война. И люди решают: будь что будет, но на следующей неделе отмечаем!
Сегодня подавляющее количество мужчин в городе, так или иначе, участвуют в военных действиях, поэтому на свадьбах всегда кто-то из гостей бывает в военной форме, а то и с оружием. Тут ситуация двойственная, считает Глеб:
— С одной стороны, эти люди ведут себя более спокойно, более уверенно, чем простые обыватели, и их спокойствие передается остальным, особенно когда внезапно начинается стрельба. С другой стороны, эти люди неоднократно видели смерть, в них нет привычной для свадьбы беззаботности, ощущается какой-то барьер… Когда проводится «чисто военная свадьба», где жених и большинство гостей из ополченцев, обстановка более непринужденная, что ли…
— С оружием приходят частенько, военные не могут его просто так оставить за порогом, — подтверждает мама Глеба, Светлана Борисовна. — Но его не афишируют на празднике, стараются положить так, чтобы даже не видно было, чтобы отвлечься, а не нагнетать.
Раньше, по словам Гончаренко, в субботу в Донецке регистрировалось до пятисот браков. Сегодня же в лучшем случае процентов пятнадцать от этого числа… Двери загсов заколочены, работают лишь два-три. Существенно меньше стало и мест, где можно провести торжество, — большинство кафе и ресторанов закрыты, и многие проводят празднование в школьных столовых или кафе, расположенных в центральной части города, менее подверженной обстрелам, нежели окраины.
— Устроители свадеб привыкли к тому, что веселье может внезапно затихнуть при звуках артиллерийской канонады, а ужин при свечах — стать вынужденным, если исчезнет электричество, — продолжает Глеб. — Еще полгода назад участники праздничного застолья побежали бы сломя голову от дрожащих от разрывов «Града» окон, сегодня же народ привык к этим звукам, произошла определенная адаптация. Хотя привычные свадебные автомобильные «покатушки» по городу больше не практикуются, люди практически не фотографируются на открытых местах. В городе много разрушений, и «портить карму» такими фото молодоженов не тянет…
Серьезной проблемой стала юридическая формальность — тот самый пресловутый штамп в паспорте. В паре функционирующих загсов Донецка, Ленинском и Буденновском, брачующихся штампуют печатями непризнанной республики, и многие молодожены не понимают, как им грамотнее поступить в этой ситуации.
— Кто-то идет в донецкий загс, а кто-то едет расписываться в Мариуполь — там оформляют все украинскими печатями и свидетельствами, как и прежде, — говорит Глеб. — Но большинство предпочитают просто провести праздник и начать совместную жизнь, а паспорта не портить печатями, чтобы не пришлось потом переделывать. Ведь впереди полная неизвестность…
— Свадьба под грохот артобстрела — это своего рода психологическая защита, — комментирует донецкие свадьбы психолог Ольга Булах. — Люди пытаются абстрагироваться от происходящего, от тяжелой материальной стороны жизни. В некоторой степени это естественная реакция и метод защиты от реальности.
Евгений БАЛАБАС.