АНЗОР КАВАЗАШВИЛИ: «Я ГОВОРЮ ТОЛЬКО ПРАВДУ…»
Знаменитый футболист рассказал о злопамятности Платини, контракте РФС с Капелло и своей новой книге
На днях гостем нашей московской редакции был Анзор Кавазашвили. Причем повод для встречи был не праздный. Человек, прошедший путь от голкипера сборной СССР до крупного футбольного функционера, возглавлявший до недавнего прошлого экспертный совет Российского футбольного союза (РФС) по выявлению договорных матчей, представил свою новую книгу «Битва «авторитетов». Эта книга стала логичным продолжением первого литературного опыта автора «Исповедь футбольного маэстро», увидевшего свет в 2010 году.
За что Платини ненавидит Колоскова
— Анзор Амберкович, совсем недавно состоялась церемония вручения «Золотого мяча». К званию лучшего игрока в мире по итогам календарного года как никогда близко был ваш коллега по вратарскому цеху голкипер сборной Германии Мануэль Нойер.
— Не как вратарь, а как профессионал от футбола ответственно заявляю, что приз должен был достаться Нойеру и больше никому. Своей фигурой, манерой игры Мануэль напоминает Яшина, но не в этом дело. Ведь существует некая градация при определении лучшего игрока мира. Важна его успешность на разных фронтах, его разносторонность. Немец выиграл все что мог на клубном уровне с «Баварией» (пусть в отчетном сезоне и не победив в Лиге чемпионов. — «МК»), а с национальной командой добыл для Германии титул чемпионов мира. Нойер выдал целый букет потрясающих матчей, и именно он должен был стать героем торжественной церемонии вручения «Золотого мяча».
Берем Криштиану Роналду. С клубом португалец выиграл Лигу чемпионов, много забивал, но по итогам его выступления на чемпионате мира в составе сборной Португалии его просто линчевать надо. Он в Бразилии опозорился точно так же, как и наши нападающие. Какой здесь «Золотой мяч»?
— Почему же Нойеру не дали «Золотой мяч»? Заговор?
— Еще во времена Жоао Авеланжа (7-й президент ФИФА, ныне занимающий пост почетного президента организации. — «МК») в Международной футбольной ассоциации (ФИФА) был запущен необратимый процесс коммерциализации организации. Появились маркетинговые дела — во главу угла был поставлен не спортивный принцип, а извлечение прибыли. И вот сейчас мы наблюдаем расцвет этой самой коммерциализации ФИФА.
Даже такой великий футболист, как Платини, ныне возглавляющий Европейский футбольный союз (УЕФА), перед началом голосования высказал мнение, что именно Нойер — самый достойный из кандидатов. И что? В ход вновь пошли элементы черных PR-технологий — Платини у собственного дома забросали мячами якобы болельщики Криштиану. Допускаю, что поклонники Роналду были настоящими, но как же им надо было промыть мозги, чтобы они пошли на такую низость! Хорошо, что не булыжниками президента УЕФА забросали.
— Но у Платини тоже рыльце в пушку. Его ссора с Роналду имела широкий резонанс, и повел себя в той ситуации глава УЕФА не совсем благородно.
— Не думаю, что личная неприязнь в данном контексте играла значительную роль. Соглашусь, что Платини далеко не ангел. Не секрет, что француз ненавидит Вячеслава Колоскова. Экс-президент РФС, представлявший долгие годы Россию в ФИФА и УЕФА, на выборах главы УЕФА открыто поддержал противника Платини — Леннарта Юханссона. Так вот, когда возглавлявший на тот момент РФС Сергей Фурсенко отправлял в УЕФА списки от нашего футбольного союза на получение наград за вклад в развитие футбола, Мишель просто порвал приказ о награждении, в котором фигурировала фамилия Вячеслава Ивановича. Своей мстительностью француз очень напоминает мне нынешнего руководителя РФС Николая Толстых.
— Объясните, о чем ваша книга.
— О том, что в нашем футболе творится настоящее безобразие. О том, как футбольную власть в лице Толстых подчинил себе Виталий Мутко, и после этого начались скандалы и неразбериха в российском футболе.
— Рассказ человека, находящегося в постоянной оппозиции к футбольным властям? Что при Колоскове, что при Мутко, что при Толстых?
— К Вячеславу Колоскову у меня была одна, но очень серьезная претензия — он собирал в исполкоме исключительно удобных ему людей, через которых проводил свои проекты с их молчаливого согласия. Я всегда заявлял, что привлечение в исполком представителей региональных федераций нецелесообразно, ведь они все на крючке у Колоскова. Это был ручной исполком.
При Толстых все то же самое. Но зачем нам такой исполком и такие делегаты, которые делают все, что им скажет президент РФС?
Не нужны в исполкоме президенты клубов, высокопоставленные госчиновники, богатеи. Они не понимают игру, перед ними стоят совершенно другие задачи, нежели развитие отечественного футбола. Владельцам футбольных клубов, за редким исключением, деньги дают госкорпорации. Разница между доходами и расходами у них всегда отрицательная. Эти менеджеры заинтересованы получить как можно больше и как можно больше потратить. Собственно, сами результаты, воспитание талантливой молодежи в их сферу интересов не входят. Лучше легионер, свой не нужен. Так что этим людям делать в исполкоме, на котором решаются глобальные вопросы развития футбола в стране в целом? Пусть сидят в попечительском совете, находят новые источники финансирования, решают текущие проблемы, а не учат всех, как должна развиваться наша любимая игра.
«Домашняя ничья с Молдавией — позор»
— Вернемся к подрастающему поколению. Меньше чем через 4 года нам предстоит принимать чемпионат мира. Вы видите игроков, которые могут прийти на смену Игнашевичу, Березуцкому, Широкову?
— Сегодня, говоря о предстоящем мундиале, я уже испытываю чувство стыда. Если в отборочном цикле к чемпионату Европы мы играем дома вничью с Молдавией, о чем можно говорить? Да, новый формат отбора на ЧЕ позволяет попасть в финальную стадию не только с первого места в группе, но и со второго, и даже с третьего, но так играть с командой уровня молдавской сборной — это в любом случае позор. Акинфеев, Березуцкие и остальные ветераны сборной, быть может, и выдающиеся игроки, только посмотрите, сколько им уже лет. Но и брать в национальную команду за одну только молодость — не выход.
— Говоря о кандидатах на пост президента РФС, вы говорите о Степашине?
— Сергей Вадимович способен изменить организационно-правовую форму РФС. Это один из ключевых моментов. В РФС придут люди с деньгами, но они не будут принимать глобальных решений на исполкомах, а войдут в попечительский совет. Новый президент РФС, в отличие от Толстых, после смены организационно-правовой формы сможет сам распоряжаться этими деньгами. Сегодня же глава РФС находится на финансовом поводке у Виталия Мутко.
— После сочинской Олимпиады у Мутко практически безлимитный кредит доверия от Кремля.
— Да, но какое отношение он имеет к спортсменам и их победам? Никакого! Он уже договорился до того, что готов сам возглавить национальную сборную. Вот оно как! Так уходи с поста министра спорта и бери в руки бразды правления сборной. Тогда и отвечать за все придется самому.
— Едва ли не главным спортивным вопросом наступившего года является задолженность РФС по зарплате перед Капелло и его помощниками. Объясните, как так получилось, что вся страна видела по телевизору, как Мутко ставит подпись под контрактом с итальянцем, а платить по этому контракту должен Толстых?
— Сам Мутко не имеет права подписывать контракт с Капелло. Вмешательство госструктур в деятельность общественной организации, коей и является РФС, грозит серьезными штрафными санкциями со стороны ФИФА и УЕФА. Когда же пришел черед переподписывать соглашение, Виталий Леонтьевич обратился к Толстых. Мутко пообещал, что зарплату итальянцу будет платить владелец «Спартака» Леонид Федун, с которым уже имеется соответствующая договоренность. Толстых подписал контракт с Капелло, Мутко его лишь завизировал. И президент РФС просчитался. Разве можно подписывать контракт на 4 года с тренером национальной команды? Год, не больше. Теперь за это рассчитывается. А Мутко в это время в случае успеха на домашнем мундиале обещает похоронить Капелло после смерти рядом с Достоевским в Александро-Невской лавре.
Нам нужен независимый президент, которого никто не сможет сломить или обвести вокруг пальца. Тот человек, который сможет работать на перспективу, а не пытаться выслужиться и размениваться на промежуточные цели. Кроме Сергея Степашина, я на сегодняшний день другой подходящей кандидатуры даже не вижу.
Алексей ЛЕБЕДЕВ, Александр ПОКАЧУЕВ.